Анализ результатов исследований по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Страница 4

Анализ полученных данных, в ходе обучающего эксперимента, подтвердил наличие корреляционной зависимости между развитием речи и состоянием моторных функций у данной категории детей.

Была выявлена взаимосвязь: моторика – речь – интеллект. Наличие такой взаимосвязи определило необходимость целенаправленного воздействия на более нарушенное звено – моторный праксис – в целях его максимальной компенсации и созданий благоприятных условий для развития речи и практического использования языка как средства общения.

Проведенное исследование дало возможность определить состояние моторного праксиса у детей с дизартрией и соотнести его с уровнем речевого развития. Выявлено, что моторный праксис у детей с дизартрией, характеризуется рядом особенностей:

повышением тонуса мышц;

снижением тактильного осязания;

вторичным недоразвитием кинестетических ощущений; наличием гиперкинезов, синкинезий;

ограничением объема движений языка, губ, челюсти;

быстрой утомляемостью органов артикуляции.

Соотнесение уровня развития моторного праксиса с состоянием речевой деятельности детей с дизартрией показало неоднородность нарушений в разных группах.

Результаты проведенного исследования, анализ литературных источников и практика обучения свидетельствуют об актуальности методических поисков, направленных на изыскание дополнительных резервов в системе традиционных средств по автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Коррекция моторных и речевых функций у детей с дизартрией производилась во взаимодействии с развитием их познавательной деятельности: операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умозаключения, классификации и с опорой на компенсаторные возможности.

Динамика обучения показала, что экспериментально проверенная нами система коррекционной работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции позволяет сократить сроки коррекционного обучения.

В результате экспериментального обучения у всех испытуемых наблюдалась положительная динамика в развитии моторного праксиса, языковых и речевых средств.

Предложенная технологическая модель может использоваться в детских садах разного вида, а также при соответствующей адаптации применяться родителями в работе с детьми.

В двигательной и чувствительной проекциях коры головного мозга зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом. Утрированная артикуляции гласных звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и в последствии – воспроизведению. В связи с этим развитие статико-динамических ощущений четких артикуляционных кинестезий и тактильно-проприоцептивной стимуляции наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, иппликатора Кузнецова или подобных игольчатых поверхностей.

Анализ литературных данных по проблеме исследования позволяет сделать следующее заключение:

развитие моторной сферы оказывается определяющим для всего хода усвоения фонетической стороны родного языка;

речь – это прежде всего мышечные ощущения, поступающие от речевых органов в кору головного мозга;

уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук;

речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук;

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое о педагогике:

Формы и методы организации ТКД
Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которые ещё полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно ещё не сформули ...

Особенности возрастного развития физических качеств
Развитие физических качеств у детей школьного возраста происходит неравномерно: этапы ускоренного их формирования сменяются периодами замедления. Эти этапы, как правило, не совпадают по времени, что еще более усложняет возможность их учета ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru