Анализ результатов исследований по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Страница 4

Анализ полученных данных, в ходе обучающего эксперимента, подтвердил наличие корреляционной зависимости между развитием речи и состоянием моторных функций у данной категории детей.

Была выявлена взаимосвязь: моторика – речь – интеллект. Наличие такой взаимосвязи определило необходимость целенаправленного воздействия на более нарушенное звено – моторный праксис – в целях его максимальной компенсации и созданий благоприятных условий для развития речи и практического использования языка как средства общения.

Проведенное исследование дало возможность определить состояние моторного праксиса у детей с дизартрией и соотнести его с уровнем речевого развития. Выявлено, что моторный праксис у детей с дизартрией, характеризуется рядом особенностей:

повышением тонуса мышц;

снижением тактильного осязания;

вторичным недоразвитием кинестетических ощущений; наличием гиперкинезов, синкинезий;

ограничением объема движений языка, губ, челюсти;

быстрой утомляемостью органов артикуляции.

Соотнесение уровня развития моторного праксиса с состоянием речевой деятельности детей с дизартрией показало неоднородность нарушений в разных группах.

Результаты проведенного исследования, анализ литературных источников и практика обучения свидетельствуют об актуальности методических поисков, направленных на изыскание дополнительных резервов в системе традиционных средств по автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Коррекция моторных и речевых функций у детей с дизартрией производилась во взаимодействии с развитием их познавательной деятельности: операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умозаключения, классификации и с опорой на компенсаторные возможности.

Динамика обучения показала, что экспериментально проверенная нами система коррекционной работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции позволяет сократить сроки коррекционного обучения.

В результате экспериментального обучения у всех испытуемых наблюдалась положительная динамика в развитии моторного праксиса, языковых и речевых средств.

Предложенная технологическая модель может использоваться в детских садах разного вида, а также при соответствующей адаптации применяться родителями в работе с детьми.

В двигательной и чувствительной проекциях коры головного мозга зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом. Утрированная артикуляции гласных звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и в последствии – воспроизведению. В связи с этим развитие статико-динамических ощущений четких артикуляционных кинестезий и тактильно-проприоцептивной стимуляции наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, иппликатора Кузнецова или подобных игольчатых поверхностей.

Анализ литературных данных по проблеме исследования позволяет сделать следующее заключение:

развитие моторной сферы оказывается определяющим для всего хода усвоения фонетической стороны родного языка;

речь – это прежде всего мышечные ощущения, поступающие от речевых органов в кору головного мозга;

уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук;

речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук;

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое о педагогике:

Подбор косметики в зависимости от цвета кожи
Розовый цвет кожи. Макияж предпочтительнее светло-розового, розово-бежевого и розово-коричневого цветов. Румяна должны быть нежного розового оттенка. Тени для век должны иметь прохладные пастельные оттенки. Можно использовать голубой, бирю ...

Экспериментальная оценка разработанной программы факультатива «основы самостоятельного поиска работы выпускника школы» для 11-х классов
В последнее время довольно часто можно встретить работающего подростка: феномен занятости школьников приобретает все большее распространение. Специалисты территориальных органов занятости отмечают рост количества обращений учащихся и выпус ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru