Анализ результатов исследований по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Страница 2

ФН – фонетическое недоразвитие

ФФН – фонетико-фонетическое недоразвитие

ОНР – общее недоразвитие речи.

Как указывает Р.Е. Левина, нарушение речевых кинестезий при морфологических и двигательных поражениях органов речи оказывает влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы данного языка. Это приводит к тому, что у детей со стертой дизартрией имеется недоразвитие фонематического восприятия. Смазанная, невнятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизношения, так как не различение неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс "подлаживания" собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента дошкольники с фонетическим недоразвитием речи (2 человека) показали высокий уровень сформированности моторных функций и фонематического слуха. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (19 человек) показали достаточный уровень сформированности моторных функций и фонематического слуха. Остальные участники эксперимента – дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (3 человека) показали значительные нарушения разной степени выраженности.

Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что дизартрия представляет собой неоднородное нарушение речи. Степень проявления и симптомокомплекс расстройств при дизартрии определяются характером нарушений как моторных, так и сенсорных звеньев процесса овладения звуковой стороны речи, соотношением этих нарушений. Исследованием установлено, что уровень нарушений звукопроизношения у детей обусловлен различным соотношением уровней несформированности сенсорных и моторных функций, что позволяет охарактеризовать различную структуру дефекта.

Установление различной структуры дефекта при дизартрии в зависимости от преобладания моторных или сенсорных компонентов явилось важным фактором в реализации дифференцированного подхода в процессе логопедической работы с этой категорией детей. С учетом данных полученных в процессе исследования, было определено содержание коррекционной работы.

С целью определения эффективности методики коррекционной работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции, нами проведен сравнительный анализ выполнения заданий детьми экспериментальной и контрольной групп, который осуществлялся по итогам проверок на начальном и конечном этапах экспериментального обучения. Каждая группа состояла из 12 дошкольников с дизартрией, посещавших образовательное учреждение – "Центр развития ребенка – детский сад №60" города Раменское, Московской области. Контрольная группа дошкольников занималась по традиционным методикам автоматизации и дифференциации звуков речи. Занятия с экспериментальной группой проводились с учетом данных психолого-педагогического исследования, разработанных методических рекомендаций, способствующих компенсации и коррекции моторных и речевых функций. Методика разработана Е.Ф. Архиповой .

В процессе обучающего эксперимента решалась основная задача – проверить эффективность предложенной системы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у детей дошкольного возраста с дизартрией.

В процессе обучающего эксперимента работа осуществлялась комплексно и системно. На каждом логопедическом занятии определялся комплекс задач как по формированию психофизиологических механизмов, обеспечивающих нормальную реализацию звуковой стороны речи детей, так и по воспитанию и закреплению у них правильных речевых навыков. Основное внимание в коррекционно-логопедическом процессе уделялось стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук, для усиления афферентных ощущений тактильно-кинестетической модальности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое о педагогике:

Предметная обученность выпускников начальной школы в предмете «математика»
Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный и самоценный элемент содержания; средство повышения эффективности преподавания и учения; фактор, обеспечивающий еди ...

Особенности и классификация самостоятельной работы учеников из химии
Самостоятельная работа учеников на уроках проводится по специальному заданию. От цели, содержания, формы задания зависит характер деятельности школьников. Организовывая самостоятельную работу, учитель ставит разную цель учебы, развития и в ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru