Научно-методическое обоснование

Страница 1

Критерием успешности обучения в настоящее время является не столько уровень знаний учащихся, сколько овладение ими ключевыми учебными компетенциями. Под компетенцией, согласно В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому, подразумевается «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом».

Учебно-познавательная компетенция (УПК) является одной из важнейшей компетенций. Она представляет собой совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам учащийся овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. Степень сформированности учебно-познавательной компетенции в значительной степени определяет качество результата обучения учащегося.

Учебно-познавательные компетенции предполагают умения:

– ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

– организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

– задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

– ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы: выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;

– выступать устно и письменно о результатах своего исследования, использовать компьютерные средства и технологии;

– иметь опыт восприятия картины мира.

Таким образом, учебно-познавательная компетенция – это совокупность умений и навыков познавательной деятельности, владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях.

Опыт работы учителем начальных классов показал, что наиболее успешно происходит формирование учебно-познавательной компетенции при использовании на уроках коллективного способа обучения.

Основоположником теории коллективных способов обучения (КСО) является В.К. Дьяченко, профессор Краснодарского института повышения квалификации работников образования. До него, в первой трети 20 в., А.Г. Ривин разработал некоторые методы взаимного обучения. Согласно данной теории, процесс обучения – особым образом организованное общение, в ходе которого воспроизводится и усваивается общественно-исторический опыт, все виды человеческой деятельности.

Исходя из этого, можно выделить 4 вида общения:

Опосредованное, которое не предполагает обратной связи. Например, чтение научных статей, печатного текста, просмотр телевизионных программ, прослушивание радиопередач.

Непосредственное, при котором необходимо наличие обратной связи.

Непосредственное общение можно подразделить на три вида:

Парное (один говорит и один слушает), т.е. общение в паре постоянного состава.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Основные положения проводимого исследования
Наше общество постоянно претерпевает различные перемены, меняется человек, меняются жизненные требования, соответственно изменяются требования в воспитании и образовании. В связи с этим возникает постоянная необходимость совершенствования ...

Психологическая деформация семьи как главный фактор девиантного поведения подростков
Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутс ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru