Научно-методическое обоснование

Страница 1

Критерием успешности обучения в настоящее время является не столько уровень знаний учащихся, сколько овладение ими ключевыми учебными компетенциями. Под компетенцией, согласно В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому, подразумевается «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом».

Учебно-познавательная компетенция (УПК) является одной из важнейшей компетенций. Она представляет собой совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам учащийся овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. Степень сформированности учебно-познавательной компетенции в значительной степени определяет качество результата обучения учащегося.

Учебно-познавательные компетенции предполагают умения:

– ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

– организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

– задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

– ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы: выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;

– выступать устно и письменно о результатах своего исследования, использовать компьютерные средства и технологии;

– иметь опыт восприятия картины мира.

Таким образом, учебно-познавательная компетенция – это совокупность умений и навыков познавательной деятельности, владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях.

Опыт работы учителем начальных классов показал, что наиболее успешно происходит формирование учебно-познавательной компетенции при использовании на уроках коллективного способа обучения.

Основоположником теории коллективных способов обучения (КСО) является В.К. Дьяченко, профессор Краснодарского института повышения квалификации работников образования. До него, в первой трети 20 в., А.Г. Ривин разработал некоторые методы взаимного обучения. Согласно данной теории, процесс обучения – особым образом организованное общение, в ходе которого воспроизводится и усваивается общественно-исторический опыт, все виды человеческой деятельности.

Исходя из этого, можно выделить 4 вида общения:

Опосредованное, которое не предполагает обратной связи. Например, чтение научных статей, печатного текста, просмотр телевизионных программ, прослушивание радиопередач.

Непосредственное, при котором необходимо наличие обратной связи.

Непосредственное общение можно подразделить на три вида:

Парное (один говорит и один слушает), т.е. общение в паре постоянного состава.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Причины возникновения склонности воровства у детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является наиболее опасным периодом в плане формирования девиантного поведения. Стремление к познанию всего нового, необычного, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки и способы поведения старших, боязнь ...

Технология индивидуальной самостоятельной работы
Самостоятельная учебная работа – вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и корр ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru