Научно-методическое обоснование

Страница 2

Групповое (один говорит и несколько человек слушают).

Коллективное (каждый с каждым общается по очереди, в паре). Для обозначения такого общения используется термин «общение в парах сменного состава». У А.Г. Ривина этот вид общения называется «сочетательный диалог», в литературе встречаются названия «динамические пары», «диалогические сочетания».

Поскольку диалог занимает главное положение в общении между людьми (дома, в семье, – сначала с одним, а потом с другим, третьим членом семьи, с другом), то такой вид называют также «естественным общением».

Данные виды общения образуют четыре организационные формы обучения:

1. Индивидуальная (главный вид общения – опосредованное общение).

2. Парная (общение в парах постоянного состава).

3. Групповая (общение в группе).

4. Коллективная (общение в парах сменного состава).

Все эти организационные формы обучения определяют способы обучения – это осуществление учебного процесса в целом, через определенную структуру общих организационных форм, причем одна из них является ведущей:

Индивидуальный способ обучения (ИСО). Организуется с использованием индивидуальной и парной организационных форм. Ведущая – парная организационная форма.

Групповой способ обучения (ГСО). Этот способ организуется с использованием индивидуальной, парной и групповой организационных форм. Ведущая – групповая организационная форма.

Коллективный способ обучения (КСО). Включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Ведущая – коллективная организационная форма.

Коллективный способ обучения не может быть принят сразу. Для целенаправленного осуществления на практике перехода к КСО выделяются промежуточные этапы переходного периода: использование различных приёмов работы в парах, организация коллективных занятий по отдельным предметам в рамках класса.

Специфика коллективного способа обучения состоит в соблюдении следующих принципов:

наличие сменных пар учащихся;

взаимообучение;

взаимоконтроль;

взаимоуправление.

Однако в условиях образовательного процесса в начальной школе существует своя специфика применения коллективного способа обучения. Так, например, я не считаю эффективным применение групповой работы и работы в парах сменного состава с первых уроков первого класса. Постепенно учителю следует вначале самому формировать микрогруппы, с учетом межличностных отношений учащихся. Надо постоянно индивидуально работать с учеником, нежелающим обучаться в паре, группе. Класс лучше разбивать на группы, в пределах которой идет взаимообучение в парах сменного состава.

В основе КСО лежат определённые дидактические принципы. В работе с учащимися начальных классов я опираюсь на следующие:

принцип завершенности обучения: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;

дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;

всеобщего сотрудничества и взаимопомощи: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;

разноуровневости: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Критики о творчестве Л. Улицкой
Роман «Медея и её дети» назван критикой в числе лучших книг завершившегося десятилетия. Многие произведения экранизируются, находят воплощение на сцене. В 2004-ом году на 17-й Международной книжной ярмарке в Москве Л.Улицкая была признана ...

Причины не совершенствования речевого этикета
Восхищаясь теми чудесными методами, при помощи которых ребёнок овладевает родным языком, не забываем ли мы, взрослые, призваны обучать его правильной речи? Не отказываемся ли мы от роли его воспитателей? Никто не отнял права восхищаться сл ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru