Детский сад - ведущий институт воспитания детей дошкольного возраста - должен руководить семейным воспитанием. Сущность этого руководства заключается прежде всего в оказании помощи родителям. Н.К. Крупская отмечала, что вопросам работы с родителями следует уделять большое внимание, заботиться об уровне знаний родителей, оказывать им помощь в деле самообразования.
Работа с родителями позволяет улучшить знания, умения и навыки детей, повысить их возможности; привлечь родителей к жизни детского сада, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей во многих вопросах воспитания и обучения детей, в вопросах организации свободного времени детей дома.
На начальной стадии работы с родителями педагогу необходимо выявить педагогический потенциал каждой семьи. И.В. Гребенников определял его, как "комплекс условий и средств, в совокупности определяющих ее педагогические возможности". Важнейшими из них являются материальные и бытовые условия, численность и структура; эмоционально-психологический климат, уровень развитости семьи, характер отношений между ее членами, производственная деятельность семьи, культурно-образовательный уровень взрослых членов семьи, наличие свободного времени и характер организации досуга, семейные традиции; авторитет и личный пример родителей; система и характер внутрисемейного общения и общения семьи с окружающей средой; уровень психолого -педагогической культуры родителей. Все это позволит хорошо изучить семью, что позволит правильно подобрать и организовать различные формы работы с той или иной семьей, определить методику и особенности проведения различных форм работы с родителями в зависимости от уровня их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, организации праздников и развлечений дома. Успеха в работе с родителями можно добиться, если избегать следующих ошибок при работе с родителями:
* недостаточное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с родителями;
* формальное отношение педагога к взаимодействию с родителями из-за недооценки воспитательной роли семьи;
* проведение различных мероприятий при малой активности и низкой посещаемости родителей, неумение заинтересовать их поставленной проблемой;
* недостаточный учет культурных, образовательных, возрастных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, что делает невозможным конкретизацию задач и методов воспитания детей;
* неумение находить соответствующие формы общения с родителями.
Причинами таких недостатков в работе могут быть: слабая теоретическая подготовка педагогов для просвещения родителей и общения с ними; отсутствие внутренней готовности педагогов к взаимодействию с родителями и желания найти подход к ним.
Эффективность работы значительно повышается, если педагог ведет работу с семьей на протяжении всех лет нахождения ребенка в детском саду, использует разнообразные формы и методы руководства семейным воспитанием, систематически контролирует эффективность предлагаемых родителям мероприятий. Успешность работы с семьей во многом определяется и характером взаимоотношений, которые сложились между педагогом и родителями. Решающая роль в этом принадлежит педагогу. Ему постоянно необходимо всесторонне изучать семьи своих воспитанников, установить доверительные контакты с родителями, опираться в оценке ребенка на его положительные проявления, стараться избегать публичных отрицательных высказываниях о детях, и об их родителях, считаться с мнениями родителей о деятельности педагога.
Новое о педагогике:
Виктимность:
пути решения проблемы
Хотелось бы верить, что когда-нибудь у нас в стране настанет день, когда руководитель силового подразделения на вопрос журналистов об актуальных задачах вверенной ему структуры сосредоточится не на ”борьбе” с преступностью, а на защите и о ...
Философско- педагогические теории пола
Философское наследие Н. Бердяева как источник педагогических размышлений и поиска вариантов педагогической гармонизации столь «несходных мировосприятий мужчины и женщины, порождающих драму человеческих отношений». Традиции отечественной фи ...