Авторские образовательные технологии в обучении геометрии

Новое в образовании » Использование элементов методики В.Ф. Шаталова на уроках геометрии в 7 классе » Авторские образовательные технологии в обучении геометрии

Страница 1

Авторские технологии обучения математике появились в 80-х годах ХХ века. Их авторами, в основном, стали педагоги-новаторы представившие на общественный суд свой обобщенный педагогический опыт. Поражающие воображение своими результатами, эти технологии были встречены учителями математики с большим энтузиазмом, но вскоре их ожидало разочарование: опыт, отделенный от его создателя уже не давал тех блестящих результатов. Это связано с тем, что в общении обучающего и обучаемых есть такие нюансы, которые придают их отношениям неповторимость, исключающую массовое тиражирование. Вряд ли представляется возможным технологизировать воспитание у школьников уважения к чужому мнению, к постоянному и систематическому учебному труду и многое другое. Тем не менее, авторские технологии обучения математике богаты интересными методическими приемами и дидактическими находками, знакомство с которыми будет полезно учителю математики. Рассмотрим возможности применения в обучении геометрии наиболее популярных авторских технологий обучения математике.

Использование в обучении геометрии технологии укрупнения дидактических единиц.

Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) была предложена П.М. Эрдниевым и получила дальнейшую разработку в трудах Б.П. Эрдниева и О.П. Эрдниева.

УДЕ – это элемент учебного процесса, составные части которого логически различны, но обладают в то же время информационной емкостью. Основная цель УДЕ – оптимизация учебного процесса: представить обучаемому за единицу времени возможно больший объем информации.

П.М.Эрдниев выделяет специальные методы, используемые в технологии УДЕ. Это «метод противопоставления» и «метод сопоставления», а также компактное оформление записи изучаемого материала и логических схем его содержания.

Приведем пример использования этих методов при обучении геометрии.

Действие метода противопоставления при одновременном доказательстве прямой и обратной ей теорем. Компактное оформление записи отражено в следующем:

параллельное доказательство прямой и обратной теорем проведено в двух параллельных столбцах;

условие и заключение этих теорем оформлены в одной схеме;

предлагается общий чертеж.

В качестве примера оформления записи с помощью логических схем приведем вариант доказательства свойства и признака параллелограмма.

Рис. 1

Метод сопоставления заключается в сопоставлении родственных и аналогичных понятий, причем сопоставление может быть не только по содержанию, а и по способам изучения предлагаемого материала. Таковым является, например, одновременное рассмотрение «синтетического» и координатного методов в решении задач на отыскание геометрических мест точек, на исследование взаимного расположения окружности и прямой, двух окружностей и т.д.

Система упражнений при работе по технологии УДЕ представляет собой многокомпонентное задание, структура которого может быть следующей:

решение данной «готовой» задачи, предложенной учителем.

составление и решение обратной задачи;

составление и решение аналогичной задачи;

составление и решение задачи, общей по некоторым элементам с данной;

составление и решение задачи, обобщенной по параметрам данной задачи.

Использование в обучении геометрии технологии на основе системы эффективных уроков .

Основная цель технологии – развитие способных детей. Основной формой проведения занятий по изучению нового материала является «мастерская». Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют работу учащихся в нужное русло, но внутри каждого задания учащиеся свободны. Важным признаком мастерской является необходимость выбора учеником пути исследования, средств для достижения цели, темпа работы и т.д. Мастерская начинается с выявления знаний каждого ученика по данному вопросу, затем эти знания обогащаются и корректируются в процессе обсуждения в группе, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. Знания еще не раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп, в том числе и с позицией учителя на равных правах.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru