Использование методики В.Ф. Шаталова на различных этапах урока

Новое в образовании » Использование элементов методики В.Ф. Шаталова на уроках геометрии в 7 классе » Использование методики В.Ф. Шаталова на различных этапах урока

Страница 3

Слов нет, работать по старинке, неторопливо надиктовывая условия упражнений для записи на доске удобнее: не приходиться напрягаться и держать в поле внимания работу сразу нескольких учеников. Читает учитель условие примера, один ученик записывает это условие на доске, а остальные в тетрадях. В эти минуты в классе создаются паузы покоя и…умственного безделья, и их ничем иным, кроме как бесхозяйственным разбазариванием драгоценного времени урока, назвать нельзя. Предъявить готовую запись условия и тут же дать позыв к работе мысли, вовлекая каждого ученика в процесс поиска – вот задача, достойная настоящего педагога. Но не приведет ли это к гигиенической перегрузке учителей и учащихся? Оснований для тревоги нет – исследования, проведенные в экспериментальных классах научными сотрудниками кафедры гигиены детей и подростков профессором А.П. Селивановым и доцентом И.Я. Смоленской, не оставили места ни для сомнений, ни для негативных версий. Тем более, что на уроках всегда находилось время для эмоциональных разрядов – шуток, каламбуров и веселых сравнений.

Прежде всего, нужно понять, что запись всех формул, подлежащих последующему анализу, воплощению в графики и исследованию, необходимо проводить до начала урока. Ребята, войдя в класс должны видеть классную доску заполненной записями и чертежами по образцу страниц учебников или сборников задач. Введение кратких записей условий упражнений на доске до урока, преимущественное выполнение расчетов устно, без записи их в тетрадях высвобождает столько свободного времени, что его с избытком хватает для решения всего предложенного авторами. Резкое возрастание количества решенных задач само по себе повышает уровень математической проницательности ребят, но еще более важно, что исчезает страх перед возможными трудностями и приходит желание решать больше и лучше.

Теперь мы рассмотрим, каким образом происходит опрос учеников с использованием листов с опорными сигналами и магнитофонного опроса.

Лист с опорными сигналами выполнен в форме одноцветной схемы.

В левом нижнем углу листа указан порядковый номер урока. Рядом с ним – домашнее задание: §20. Это значит, что ребятам не нужно записывать домашнее задание в дневники, не нужно тратить на это время ни на уроках, ни на переменах, не нужно выслушивать замечания учителей и родителей в случаях, когда они этих записей не обнаружат в соответствующих строчках дневника. Короткая запись на типографском листе, и – никаких конфликтов.

Обратимся к общей картине листа. Она включает в себя 4 изолированных друг от друга формой, цветом и контурами блока. Боковая компоновка учебного материала преследует две цели. Первая – облегчить ребятам процесс запоминания и воспроизведения опорных сигналов. Вторая – определить рамки ответа каждого ученика во время устного опроса. На этом уроке к магнитофону подойдут 4 ученика. Записывая свои ответы на магнитофон, все они пользуются готовым листом с опорными сигналами, который учитель кладет рядом с магнитофоном еще до начала урока. Ответ по готовому листу совершенно правомерен: письменное воспроизведение опорных сигналов – обязательный элемент каждого урока после изложения нового материала, и к выполнению этой работы всегда готовы все учащиеся.

Закончив рассказ по опорным сигналам первого блока, ученик вернется на место и выполнит в тетради рисунки только трех последних блоков. Это позволит ему спокойно работать в общем ритме и сдать свою тетрадь на проверку учителю вместе с остальными учащимися класса. На протяжении всего учебного процесса с ребят снимаются какие бы то ни было психологические перегрузки, и дети отлично понимают это. Взаимное уважение, доброжелательная помощь учителя создают доверительную психологическую атмосферу, которая является одним из решающих факторов успешной учебной деятельности ребят.

По времени запись рассказа на магнитную пленку продолжается не более 2-3 минут, а за 12 минут, отведенных для выполнения письменной работы, будут записаны рассказы 4 учеников. Таким образом, еще до начала традиционной формы опроса 4 ученика получили возможность изложить содержание учебного материала устной форме, а это, кроме всего, 4 оценки за устные ответы. Основной педагогический акцент делается не на усилении контроля, а на создании такой обстановки, при которой на каждом уроке раскрывают свои возможности и отчитываются о своей работе не 3-4 школьника, а весь класс - от первого до последнего ученика. Отчитываются объемно, содержательно, с сознанием добротно выполненной работы.

При записи ответа на магнитофон слабый ученик не будет испытывать страх быть поднятым на смех при неправильном ответе, так как эту запись никто кроме учителя не прослушает, а если ответ хороший, то на следующем занятии запись прослушает весь класс. Подобный прием позволяет ученикам обрести уверенность в себе и в дальнейшем уже уверенно выходить к доске и спокойно отвечать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Сущность понятий социально и педагогически запущенный ребенок
Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояни ...

Формирование контроля в процессе коррекции звукопроизношения
У детей с ЗПР отмечается своеобразие как устной, так и письменной речи, трудности путей ее формирования, что подтверждают и литературные данные (Е.В.Мальцева) Перечислим принципы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими задерж ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru