Использование методики В.Ф. Шаталова на различных этапах урока

Новое в образовании » Использование элементов методики В.Ф. Шаталова на уроках геометрии в 7 классе » Использование методики В.Ф. Шаталова на различных этапах урока

Страница 5

Ведомость – внутришкольный документ. Он открыт и для родителей, но оперативной связи с семьей он не обеспечивает. Эту функцию выполняет, заменяя дневник, экран успеваемости. Это сложенный вдвое лист плотной бумаги, по формату соответствующий тетради. Внутри столбиком – перечень учебных предметов (как в табеле успеваемости) и рядом с названием каждого – строчки клеточек для оценок. Их выписывает из ведомости сам ученик. Теперь и учитель, и родители, и, главное, сам ученик получают возможность видеть не только итог, но и сам процесс учения как движение к конечному результату, ощутить все “камни преткновения”, спады и срывы на этом пути, и, что особенно важно, их преодоления.

Таким образом:

1. Учителю нет более необходимости выставлять оценки и ставить свою подпись во избежание подделок;

2. Сообщать родителям о нерадивости и недисциплинированности ребят не приходится;

3. Записывать параграфы домашних заданий не нужно – они отпечатаны в брошюрах с опорными сигналами;

4. Номера упражнений для самостоятельной работы дома вынесены на отдельные листы.

При работе по данной методике, готовясь к уроку, даже самый слабый ученик может несколькими повторами укрепить свои знания и не сделать при выполнении письменного задания ни единой ошибки. В результате в ведомость будет выставлена отличная оценка, вне зависимости от прошлых провалов. Таким образом, ученик начинает работать, ориентируясь на самоконтроль. В первые недели, не до конца разобравшись в сущности происшедших перемен, некоторые ребята с усилием заставляют себя ежедневно готовиться к урокам, но, работая с опорными сигналами, они быстро вырабатывают привычку трудиться на совесть. И результат не замедливает сказаться. В ведомостях учета знаний стоят только отличные отметки. О двойках ребята просто забывают. В традиционных условиях происходит медленное, но неуклонное накопление груза прошлых ошибок, которые увлекают ребят одного за другим в пучину отчуждения, разочарования и полнейшей беспомощности. Удерживаются на поверхности единицы. Новая система взаимоотношений, и это понимает каждый, позволяет в любой момент начать жизнь сначала – с первой отличной оценки за письменное воспроизведение листа с опорными сигналами.

Проверка тетрадей. У учеников В.Ф. Шаталова тетради полыхают красными, оранжевыми и зелеными поправками учителя – при проверке тетрадей цвет пасты ежедневно меняется, что позволяет и ребятам и родителям видеть строгое разграничение между упражнениями, выполненными позавчера, вчера и сегодня, что никак нельзя вычленить ни на плашке, ни в сборнике задач.

Задание на дом. При самостоятельной работе дома предполагается совместное использование опорного конспекта и учебника при непосредственном контроле и помощи родителей. При этом действия учащихся рекомендуется организовать в соответствии со следующим алгоритмом:

вспомни объяснение учителя, используя конспект;

прочти заданный материал по учебнику;

сопоставь прочитанное с конспектом;

расскажи материал учебника с помощью конспекта;

запомни наизусть конспект как опору рассказа;

воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.

Контрольные и самостоятельные работы. Требуется, и в этом есть прямая необходимость, уточнить статус письменных работ. К большому сожалению, они в большинстве своем сплошь и рядом превращаются в контрольные работы, и никакой исследователь-аналитик не сможет найти никаких различий между уроками, зафиксированных в классных журналах под словами «Самостоятельная работа» и «Контрольная работа». Один и тот же объем, одно и то же содержание учебных заданий, идентичность отношения к ним ребят, равнозначные действия учителя, колонки-близнецы оценок в классных журналах…. И это при всем том, что в самой своей сущности - это уроки-антиподы.

Самостоятельная работа – рай для учащихся и сущий ад для учителя. На самостоятельной работе учитель обязан ответить на любой вопрос ученика или вывести его на самостоятельный ответ, вплоть до того, что всю ключевую часть решения выполнит сам учитель. Контрольная же работа, как ее трактуют учебники педагогики,- высший этап самостоятельности в работе учителя, ученика. Правильно трактуют. Во время самостоятельной работы учитель выполняет роль бригады скорой помощи в самые напряженные часы работы больниц. Он в непрерывном движении, успевай только поворачиваться. В то же время на контрольной работе учитель застывает изваянием, являя собой воплощение строгости и неприступности. Ответить он имеет право только на технический вопрос, не имеющий никакого отношения к процессу решения. Идеальной может считаться работа, во время которой ученики вообще не задают никаких вопросов.

Контрольная работа завершается обязательным оцениванием всех без исключения учащихся, и в колонке классного журнала не должно быть не единого пропуска: отсутствующие пишут аналогичную работу сразу после возвращения в школу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Понятие жертвы преступления
В современной юридической и социологической литературе достаточно долгое время шли дебаты об определении понятия жертвы преступления. Ряд авторов, основываясь на положениях действующего уголовно-процессуального законодательства и материаль ...

Субъективные трудности, связанные с индивидуально-возрастными особенностями слушателей
Трудности аудирования, которые обусловлены индивидуально-возрастными особенностями учащихся, являются субъективными, в отличии от трудностей объективного характера, связанных с содержанием и структурой аудиотекста, а также условиями его во ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru