Использование методики В.Ф. Шаталова на различных этапах урока

Новое в образовании » Использование элементов методики В.Ф. Шаталова на уроках геометрии в 7 классе » Использование методики В.Ф. Шаталова на различных этапах урока

Страница 2

Необходимо построить график функции у=2х+6. Сначала фиксируются точки пресечения графика с осями координат: (0;6) и (-3;0), после чего без каких-либо расчетов наносятся на координатную плоскость точки (3;12), (6;18), (-6;-6). Для этого фиксируется визуальный сдвиг каждой следующей на 3 единицы вправо и на 6 единиц вверх или на 3 единицы влево и на 6 единиц вниз. Зримое сближение графиков. Точный ответ. Проверка. Не это ли является основой устойчивого интереса и неизбывного стремления решать все более сложные упражнения, которое со стороны может показаться результатом избыточных волевых усилий?

Точно так же идет работа с кривыми второго порядка. Кто рискнет от руки начертить график гиперболы или параболы с разными исходными коэффициентами и смещенными началами? Не стоит при этом уповать на помощь шаблонов, часто используемых на уроке, ибо они способны дать общий вид расположения кривых на плоскости, но никак не положение конкретных точек.

Еще и еще раз: условия упражнений в тетради не записываются, графики вычерчиваются лишь изредка и при этом непременно разноцветными фломастерами или шариковыми ручками. В тетрадях фиксируется не более одной четверти упражнений и при этом используются одни и те же оси координат – цвет позволяет это делать без какой-либо опасности допустить ошибку.

Теперь предположим, что в каждом из 6 предложенных вариантов будут рассмотрены по 4 упражнения. В какой последовательности их решать? Однородными группами? Нецелесообразно. Однообразная работа быстро утомляет, интерес к ней снижается, и продуктивность падает. Разумнее решить сразу 6 упражнений по одному из каждого варианта, после чего повторить этот цикл трижды. Последовательные переключения с одного вида деятельности на другой поддерживают устойчивый интерес к работе, и к концу урока все без исключения ребята оказываются подготовленными к самостоятельной работе над упражнениями из сборников задач невысокой сложности.

Нельзя не подчеркнуть, что при решении 6 упражнений первого цикла учителю, еще не включившему ребят в строгую методику самостоятельной работы над задачами, придется проводить на каждом упражнении и быстрые повторы, и частые возвраты, и двукратные проговоры, как это делается при изложении нового материала. И в этом нет ничего предосудительного: изучение теоретического материала практически ничем не отличается от привития первых навыков в решении обязательных упражнений. И в этом, и в другом случае можно использовать элементы эвристики, и при этом всегда нужно быть готовым к тому, что они окажутся доступными только нескольким учащимся. По большей части одним и тем же. Велик ли прок от такой работы, если она поглощает массу времени, создает обстановку уныния по причине своей предполагаемой бездарности у большинства ребят и, как следствие, расслоение класса на мыслящую элиту и замкнутых в себе изгоев-тугодумов? Вот и приходится учителю в этих условиях основную тяжесть введения новых знаний брать на себя, лишь изредка прибегая к живой мысли отдельных ребят. Авторитарное изложение. Недостатки его хорошо известны. Плодоносным оно может стать только в тех классах, где ребята отлично владеют учебным материалом и все до единого убеждены в своих познавательных и творческих возможностях.

Обычный урок. К доске выходит ученик с некоторыми консультационными советами учителя, в течение двух минут решал задачу, которую одновременно с ним переписывал в сои тетради весь класс. Какова величина абсолютной самостоятельности при таком режиме работы? Ответ очевиден: 2 минуты из 80 рабочих минут. Только те две минуты, на протяжении которых работал один-единственный ученик. Остальные 78 минут – пассивная репродукция. Только 1/40 часть рабочего времени в активе. Остальное – пассив.

При предварительно записанных на доске условиях задач и примеров учитель указывает на одно из них и проговаривает полный текст задания. После этого в мысль включается весь класс. Проходит 4-5 секунд и над партами поднимаются 3…5…9 рук. 3/40…5/40…9/40…Вызовет ли к доске учитель одного из тех, кто поднял руку, или кого-либо другого – теперь уже не имеет значения: величина абсолютной самостоятельности возросла в 9 раз, а если учесть всех, кто остановился на полумысли или не рискнул поднять руку? Считать не станем – осмыслим процесс и легко поймем, что при такой системе решения упражнений потери рабочего времени сводятся к минимуму.

Опрос на уроке. Нужно отметить далеко уже не новое стремление учителей использовать в своей работе на уроках слайды и различного рода проекционную аппаратуру. И все же в сопоставлении с ними следует отдать предпочтениям записи на доске. Прежде всего, они обширнее, ярче, доступнее и сразу дают полное представление обо всей работе, которая будет проделана в течение 45 минут. Ко всему, ощущение математического объема создает еще и вторая доска, позволяющая переключать внимание, резервировать время для обдумывания в отсутствие помех и параллельных операций, выполняемых одновременно двумя учениками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Роль двигательных качеств в физической подготовке школьников
Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся. Повышение уровня общей физической подготовленности замедляет развитие утомлении и делает работу школьников более пр ...

Экспериментальное изучение особенностей внимания и речи детей с задержкой психического развития
В целях решения задач исследования предлагается материал, посвященный описанию методик экспериментов с анализом полученных данных. Изучались особенности устной речи и письма младших школьников с ЗПР, свойства внимания (объем, устойчивость, ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru