Педагогические условия эффективности личностно-ориентированного обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины

Новое в образовании » Содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины » Педагогические условия эффективности личностно-ориентированного обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины

Страница 1

Исходя из педагогических основ личностно-ориентированного образования и анализа содержания обучения школьников по программам образовательной области «Технология» мы пришли к выводу, что для реализации личностно-ориентированного образования учащихся V-VII классов необходима методика применения творческих проектов. А следовательно, творческие проекты являются средством личностно-ориентированного обучения школьников.

Переход к личностно-ориентированному образованию, определяется в некотором смысле степенью инновационности образовательного учреждения. И это действительно так, потому что реализация указанного направления требует совершенной иной методики преподавания, несомненно отличающей от традиционной, это и обеспечение соответствующих педагогических условий для обучения учащихся.

Проводимые нами исследования в СШ № 20 поселка Забойского показывают, что, действительно, в наибольшей степени отвечает требованиям личностно-ориентированного обучения учащихся проектный метод, в процессе которого учащиеся под руководством учителя создают товары или услуги от идеи до ее полного воплощения и защиты. 87% учащихся выполняют индивидуальные творческие проекты, остальные - коллективные.

Нами было выявлено, что эффективность личностно-ориентированного проектного обучения обеспечивается при условии:

реального признания ученика субъектом процесса обучения, признание его ориентированности, самобытности;

раскрытии личностных способностей ученика, его природного дара;

формирование творческой образовательной среды;

учета интересов учащихся в выполняемых проектах, их желания распорядиться результатами своего труда;

возможности самореализации, самоутверждении личности, ее востребованости;

параллельного развития ученика и учителя. Учитель не стремится формировать ученика на подобие себя, а ему помогает, консультирует;

оптимального соотношения интериоризации и экспериоризации знаний;

обеспечения единства обучения и учения.

При этих условиях проектный метод обучения формирует положительную мотивацию учения, является мощным средством развития и самореализации личности.

В технологическом образовании основной единицей являются не знания, умения и навыки (результат), а творческая проектная деятельность учащихся (средство, метод). Отсюда встает проблема выявления сущности и структуры творческой проектной деятельности школьников.

Основными категориями этой проблемы являются "творчество", "проект", "деятельность". Рассмотрим эти категории.

"Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей".

Творчество, как культурно-историческое явление, имеет личностный и процессуальный аспекты. Оно предполагает наличие у личности творческих способностей, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Важную роль в творческой деятельности играют воображение, интуиция, а также потребность личности в самоактуализации и самовыражении.

Вначале творчество как процесс рассматривалось, исходя из самоотчетов деталей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению, инсайду и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Так, английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным творческим моментом считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата.

Однако экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в процессе предметной деятельности, доступной объектному анализу.

Известный отечественный актер и режиссер К.С. Станиславский, выделяя специфику процесса творчества, выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта творчества.

Педагогической наукой установлена разница между творчеством взрослых и творчеством школьников. В понятии творчества взрослых главными компонентами являются объективная новизна результата творчества и его социальная значимость.

Для учащихся результат творчества может иметь как объективную (новизна для общества), так и субъективную (новизна для самой личности) новизну личную или общественной значимости. При этом, необходимой составляющей творческой деятельности является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач.

Для методики творчества учащихся важно также определение этапов творческой деятельности. П.Н. Андрианов выделяет четыре э_ɂ , или фазы творческого процесса школьников, каждый из которых имеет отчетливо выраженный промежуточный результат .

Содержание этих этапов представлено в нижеследующей таблице.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое о педагогике:

Народные игрушки как средство социализации детей
В совей книге «Русское народное творчество детскому саду» А.П.Усова разделяет народные игрушки на игрушки-самоделки, дидактические и сюжетные игрушки. Игрушки-самоделки изготавливаются взрослыми или детьми, используя для этого разнообразны ...

Корректировка губ
Идеальными считаются симметричные губы - уголки губ лежат на одной горизонтальной линии, расстояние от уголков до центра должно быть одинаковым. Прогиб верхней губы должен располагаться на вертикальной оси, проведенной по центру губ. Асимм ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru