Педагогические условия эффективности личностно-ориентированного обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины

Новое в образовании » Содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины » Педагогические условия эффективности личностно-ориентированного обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины

Страница 1

Исходя из педагогических основ личностно-ориентированного образования и анализа содержания обучения школьников по программам образовательной области «Технология» мы пришли к выводу, что для реализации личностно-ориентированного образования учащихся V-VII классов необходима методика применения творческих проектов. А следовательно, творческие проекты являются средством личностно-ориентированного обучения школьников.

Переход к личностно-ориентированному образованию, определяется в некотором смысле степенью инновационности образовательного учреждения. И это действительно так, потому что реализация указанного направления требует совершенной иной методики преподавания, несомненно отличающей от традиционной, это и обеспечение соответствующих педагогических условий для обучения учащихся.

Проводимые нами исследования в СШ № 20 поселка Забойского показывают, что, действительно, в наибольшей степени отвечает требованиям личностно-ориентированного обучения учащихся проектный метод, в процессе которого учащиеся под руководством учителя создают товары или услуги от идеи до ее полного воплощения и защиты. 87% учащихся выполняют индивидуальные творческие проекты, остальные - коллективные.

Нами было выявлено, что эффективность личностно-ориентированного проектного обучения обеспечивается при условии:

реального признания ученика субъектом процесса обучения, признание его ориентированности, самобытности;

раскрытии личностных способностей ученика, его природного дара;

формирование творческой образовательной среды;

учета интересов учащихся в выполняемых проектах, их желания распорядиться результатами своего труда;

возможности самореализации, самоутверждении личности, ее востребованости;

параллельного развития ученика и учителя. Учитель не стремится формировать ученика на подобие себя, а ему помогает, консультирует;

оптимального соотношения интериоризации и экспериоризации знаний;

обеспечения единства обучения и учения.

При этих условиях проектный метод обучения формирует положительную мотивацию учения, является мощным средством развития и самореализации личности.

В технологическом образовании основной единицей являются не знания, умения и навыки (результат), а творческая проектная деятельность учащихся (средство, метод). Отсюда встает проблема выявления сущности и структуры творческой проектной деятельности школьников.

Основными категориями этой проблемы являются "творчество", "проект", "деятельность". Рассмотрим эти категории.

"Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей".

Творчество, как культурно-историческое явление, имеет личностный и процессуальный аспекты. Оно предполагает наличие у личности творческих способностей, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Важную роль в творческой деятельности играют воображение, интуиция, а также потребность личности в самоактуализации и самовыражении.

Вначале творчество как процесс рассматривалось, исходя из самоотчетов деталей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению, инсайду и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Так, английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным творческим моментом считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата.

Однако экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в процессе предметной деятельности, доступной объектному анализу.

Известный отечественный актер и режиссер К.С. Станиславский, выделяя специфику процесса творчества, выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта творчества.

Педагогической наукой установлена разница между творчеством взрослых и творчеством школьников. В понятии творчества взрослых главными компонентами являются объективная новизна результата творчества и его социальная значимость.

Для учащихся результат творчества может иметь как объективную (новизна для общества), так и субъективную (новизна для самой личности) новизну личную или общественной значимости. При этом, необходимой составляющей творческой деятельности является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач.

Для методики творчества учащихся важно также определение этапов творческой деятельности. П.Н. Андрианов выделяет четыре э_ɂ , или фазы творческого процесса школьников, каждый из которых имеет отчетливо выраженный промежуточный результат .

Содержание этих этапов представлено в нижеследующей таблице.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое о педагогике:

Дети — жертвы насилия
Оценить распространенность различных форм жестокого обращения с детьми позволяют сведения, получаемые из нескольких источников: данные уголовной статистики, результаты научных исследований, включая выборочное изучение уголовных дел, обобще ...

Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость проведения коррекционно-логопедической работы по формированию словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи. Теоретической основой логопедической раб ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru