Педагогические условия эффективности личностно-ориентированного обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины

Новое в образовании » Содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины » Педагогические условия эффективности личностно-ориентированного обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины

Страница 4

Проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Проектное образование - это образование, предполагающее, с одной стороны, освоение знаний и умений в форме проектов, а с другой стороны - обучение использованию старых и производству новых знаний путем выполнения творческих проектов.

Основными чертами проектного метода обучения являются интегративность, проблемность, контекстность.

Раскроем эти особенности.

Интегративность проектного метода обучения заключается в том, что он синтезирует сложившиеся концепции усвоения знаний и обучения учащихся.

Например, существует ассоциативно-рефлекторная концепция усвоения знаний, согласно которой "образ мира" формируется на основе ассоциативных связей между имеющимися и вновь приобретаемыми знаниями. В этих целях используются различные средства. Так, В.Ф. Шаталов эффективно применяет опорные конспекты, в которых с помощью опорных знаков и символов кодируется материал нескольких уроков.

При создании и выполнении творческих проектов учащиеся также используют ассоциативные связи между уже имеющимися вариантами изделия (услугами) и виртуальной (воображаемой) моделью.

П.Я. Гальпераным обоснована теория поэтапного формирования умственных действий, согласно которой основой обучения является не восприятие, а действие (умственное и практическое). Поэтому поэтапное формирование умственных действий является главной задачей обучения.

Творческая проектная деятельность также осуществляется поэтапно, на каждом этапе формируются определенные знания и умения.

Теория алгоритмизации рассматривает обучение как процесс управления. Пооперационное формирование психических процессов предполагает определенную программу (алгоритм) обучения, а также регулирование и контроль за ходом его осуществления.

Творческая проектная деятельность также строится по определенному алгоритму, что позволяет упорядочить проектное обучение учащихся и осуществлять педагогическое управление этим процессом.

Существуют также симантические (слово), имитационные (действия, игры), социальные (взаимодействие, общение) концепции обучения.

В проектном обучении все эти концепции находят свою реализацию и дальнейшее развитие.

Проблемность - характерная черта метода проектного обучения. Ведь не случайно, вначале этот метод назывался "методом проблем" или "методом целевого акта".

Проблемное обучение является одной из систем познания, позволяющей перевести учащихся с позиции пассивного восприятия знаний на позиции активного их усвоения и применения, сблизить процессы познания и обучения.

Проблемность в обучении строится на противоречиях, которые возникают в процессе познания окружающей действительности. У учащихся появляется желание их устранить, возникает состояния, которое называется проблемной ситуацией.

Обнаружить противоречия в учебном материале помогают проблемные вопросы и задания, в результате выполнения которых учащиеся совместно с учителем приобретают новые знания и способы действия.

В процессе разработки и выполнения творческих проектов возникают различные противоречия между требуемым и реальным уровнем знаний и умений, необходимостью и наличием материалов, оборудования, технологических средств.

Возникают также противоречия, обусловленные сложностью выбора наиболее рационального способа действия, несоответствием между конкретным объектом и его изображением, необходимостью преодоления "психологического барьера" прошлого опыта и т.д.

В процессе проектного обучения учитель вводит учащихся в проблему, формулирует ее, создает проблемные ситуации, помогает найти методы решения учебных проблем, с помощью наводящих вопросов вовлекает учащихся в диалог, раскрывает причинно-следственные связи технологических процессов и явлений, оказывает помощь в формулировании выводов и т.д.

Проектное обучение основано на конкретном подходе.

В психолого-педагогической литературе термин «контекст» используется довольно широко. В языкознании и логике это понятие определяется как относительно законченный в смысловом отношении отрывок речи или текста, в котором выявляется смысл и значение входящих в него слов или предложений, как лингвистическое окружение определенной языковой единицы. «Значение слова есть знак, взятый в свете своего контекста», – отмечает А.Ф. Лосев.

В СЭС «контекст – (от лат. contextus – соединение, связь) – относительно законченный отрывок письменной или устной речи, текст, общий смысл которого позволяет уточнить значение отдельных входящих в него слов, выражений и т.д. В словаре русского языка С.И. Ожегова «контекст» – законченная в смысловом отношении часть текста».

В «Кратком психологическом словаре» контекст – речевое или ситуативное окружение литературного произведения или его часть, в пределах которого наиболее точно выявляется смысл и значение отдельного слова, фразы и т.д.». Л.С. Выготский привлекал понятие «контекст» для объяснения соотнесения смысла и значения: «Слово приобретает смысл в конце абзаца, абзац – в конце книги, книга – в конце всего творчества автора».

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое о педагогике:

Причины не совершенствования речевого этикета
Восхищаясь теми чудесными методами, при помощи которых ребёнок овладевает родным языком, не забываем ли мы, взрослые, призваны обучать его правильной речи? Не отказываемся ли мы от роли его воспитателей? Никто не отнял права восхищаться сл ...

Содержательный компонент практического материала программы факультатива
Практическая работа №6. Диагностика собственного типа личности и общения. Время проведения: 45 минут Творческое занятие креативного типа – эвристическая ситуация Вид занятия: «Круглый стол» - с использованием интерактивной и проектной техн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru