Анализ опыта учителя по развитию творческого потенциала школьника

Новое в образовании » Условия, необходимые для развития творческого потенциала учащихся на уроках » Анализ опыта учителя по развитию творческого потенциала школьника

Страница 3

Роль сочинений особенно возросла в последнее время, в связи с повышением внимания к развитию речи учащихся, их мышлению и творческим способностям.

Отличительной особенностью при анализе сочинений, в силу их большей, чем в изложении, творческой направленности, явилась оценка содержательности, убедительности раскрытия темы и творческого уровня сочинений (с учетом возраста детей).

Учащимся были предложены следующие темы для написания сочинений:

февраль 2009 года – «Моя любимая игрушка»

апрель 2010 года – «Про облачко»

ноябрь 2011 года – «Зимушка – зима»

февраль 2012 года – «Откуда узоры на окнах»

апрель 2012 года – «Мой котенок»

Данные, полученные в результате этого вида экспериментальной работы, также фиксировались, обсчитывались и обобщались.

Из таблицы №1 (см. Приложение №2) можно проследить количественный и качественный анализ сказок от класса к классу, от низкого уровня сформированности творческого потенциала к среднему уровню и от среднего уровня к высокому. Таблица показывает, что процент учащихся с низким уровнем развития творческого потенциала в ходе эксперимента к третьему классу уменьшился, а с высоким уровнем увеличился.

В результате наблюдений за выполнением творческих работ по развитию речи – изложениями, сочинениями - были выявлены качественные изменения в содержании, структуре, речевом оформлении работ, рост числа учащихся, которые стали выполнять работу без речевых и орфографических ошибок и на более высоком творческом уровне.

В целях определения уровня грамотности, орфографической зоркости учащихся был предложен усложненный вариант диктанта (в 1 кассе за 2 класс; во 2 классе за 3 класс; в 3 классе за 4 класс).

Все работы, в зависимости от количества допущенных ошибок, были условно поделены на 5 уровней.

I уровень (0 – 1 ошибка) – высшая грамотность;

II уровень (2 – 3 ошибки) – высокая грамотность;

III уровень (4 – 6 ошибок) – средняя грамотность;

IV уровень (7 – 9 ошибок) – низкая грамотность;

V уровень (более 9 ошибок) – нижайшая грамотность.

Было подсчитано количество работ каждого уровня и вычислено их процентное соотношение по каждому классу.

Нами было исследовано, как зависит развитие творческих способностей ребенка от семейного воспитания и от среды, окружающей его в школе и дома.

Мы опирались на мнения большинства исследователей, занимающихся проблемами творчества, что личностные образования, интегрирующие в себе влияние внутренних и внешних факторов, являются ведущими в актуализации творческого потенциала человека.

В результате анализа установлено, что благоприятными факторами для развития творческих способностей, творческой активности, творческого потенциала детей являются высокий интеллектуальный уровень родителей, демократический стиль отношения к детям в семье (а не авторитарный или попустительский), активный образ жизни семьи (путешествия, походы, экскурсии), наличие домашней библиотеки, старшинство ребенка среди детей в семье. Важным для развития творчества является положение ребенка в школьном коллективе. Благоприятным для развития творческого начала является либо положение лидера, либо положение внутри коллектива. Положительную роль в приобщении к творчеству играет участие в работе кружков, разнообразие интересов ребенка.

Неактивный образ жизни семьи, жесткий контроль за детьми или полная бесконтрольность в одинаковой степени неблагоприятны для развития творчества.

Из указанных выше результатов можно сделать вывод, что экспериментальная работа оказала благотворное влияние не только на развитие творческого потенциала учащихся, но и на их грамотность, орфографическую зоркость.

Таким образом, апробация опыта по данной проблеме подтвердила его значимость и практическую деятельность, а гипотетические предположения получили убедительное объективное подтверждение.

В ходе данного исследования был раскрыт процесс формирования творческого потенциала у учащихся начальной школы на уроках русского языка и развития речи. Реализация данного процесса обеспечивалась следующими средствами:

индивидуальным подходом к учащимся с учетом исходного уровня их развития, выявленного на основе диагностического обследования и мотивационных особенностей реализации их креативности;

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Современные дидактические принципы высшей и средней школы
Можно сформулировать современные дидактические принципы высшей и средней школы следующим образом: Развивающее и воспитывающее обучение. Научность и доступность, посильная трудность. Сознательность и творческая активность учащихся при руков ...

Особенности словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Н.С. Жукова, Р.И.Левина, Т.Б.Филичева, А.В. Ястребова и другие учёные пришли к общему выводу о том, что дети с недоразвитием речи плохо владеют навыками образования имен прилагательных и существительных, недо ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru