Роль сочинений особенно возросла в последнее время, в связи с повышением внимания к развитию речи учащихся, их мышлению и творческим способностям.
Отличительной особенностью при анализе сочинений, в силу их большей, чем в изложении, творческой направленности, явилась оценка содержательности, убедительности раскрытия темы и творческого уровня сочинений (с учетом возраста детей).
Учащимся были предложены следующие темы для написания сочинений:
февраль 2009 года – «Моя любимая игрушка»
апрель 2010 года – «Про облачко»
ноябрь 2011 года – «Зимушка – зима»
февраль 2012 года – «Откуда узоры на окнах»
апрель 2012 года – «Мой котенок»
Данные, полученные в результате этого вида экспериментальной работы, также фиксировались, обсчитывались и обобщались.
Из таблицы №1 (см. Приложение №2) можно проследить количественный и качественный анализ сказок от класса к классу, от низкого уровня сформированности творческого потенциала к среднему уровню и от среднего уровня к высокому. Таблица показывает, что процент учащихся с низким уровнем развития творческого потенциала в ходе эксперимента к третьему классу уменьшился, а с высоким уровнем увеличился.
В результате наблюдений за выполнением творческих работ по развитию речи – изложениями, сочинениями - были выявлены качественные изменения в содержании, структуре, речевом оформлении работ, рост числа учащихся, которые стали выполнять работу без речевых и орфографических ошибок и на более высоком творческом уровне.
В целях определения уровня грамотности, орфографической зоркости учащихся был предложен усложненный вариант диктанта (в 1 кассе за 2 класс; во 2 классе за 3 класс; в 3 классе за 4 класс).
Все работы, в зависимости от количества допущенных ошибок, были условно поделены на 5 уровней.
I уровень (0 – 1 ошибка) – высшая грамотность;
II уровень (2 – 3 ошибки) – высокая грамотность;
III уровень (4 – 6 ошибок) – средняя грамотность;
IV уровень (7 – 9 ошибок) – низкая грамотность;
V уровень (более 9 ошибок) – нижайшая грамотность.
Было подсчитано количество работ каждого уровня и вычислено их процентное соотношение по каждому классу.
Нами было исследовано, как зависит развитие творческих способностей ребенка от семейного воспитания и от среды, окружающей его в школе и дома.
Мы опирались на мнения большинства исследователей, занимающихся проблемами творчества, что личностные образования, интегрирующие в себе влияние внутренних и внешних факторов, являются ведущими в актуализации творческого потенциала человека.
В результате анализа установлено, что благоприятными факторами для развития творческих способностей, творческой активности, творческого потенциала детей являются высокий интеллектуальный уровень родителей, демократический стиль отношения к детям в семье (а не авторитарный или попустительский), активный образ жизни семьи (путешествия, походы, экскурсии), наличие домашней библиотеки, старшинство ребенка среди детей в семье. Важным для развития творчества является положение ребенка в школьном коллективе. Благоприятным для развития творческого начала является либо положение лидера, либо положение внутри коллектива. Положительную роль в приобщении к творчеству играет участие в работе кружков, разнообразие интересов ребенка.
Неактивный образ жизни семьи, жесткий контроль за детьми или полная бесконтрольность в одинаковой степени неблагоприятны для развития творчества.
Из указанных выше результатов можно сделать вывод, что экспериментальная работа оказала благотворное влияние не только на развитие творческого потенциала учащихся, но и на их грамотность, орфографическую зоркость.
Таким образом, апробация опыта по данной проблеме подтвердила его значимость и практическую деятельность, а гипотетические предположения получили убедительное объективное подтверждение.
В ходе данного исследования был раскрыт процесс формирования творческого потенциала у учащихся начальной школы на уроках русского языка и развития речи. Реализация данного процесса обеспечивалась следующими средствами:
индивидуальным подходом к учащимся с учетом исходного уровня их развития, выявленного на основе диагностического обследования и мотивационных особенностей реализации их креативности;
Новое о педагогике:
Использование метода проектов на уроках музыки для прогнозирования профессиональных устремлений учащихся
Современная педагогика все чаще обращает внимание на развитие детской креативности. По сути, «creative»в переводе с английского языка - «творчество».В конце прошлого столетия иностранное слово попадает в лексикон бизнесменов, и, конкретно, ...
Профессиональный опыт
Изучая проблему этапов профессионального пути, нельзя не затронуть вопрос о профессиональном опыте человека. Профессиональный опыт включает сложившиеся мотивационные установки и менталитеты, а также запас профессиональных знаний, умений (п ...