Анализ опыта учителя по развитию творческого потенциала школьника

Новое в образовании » Условия, необходимые для развития творческого потенциала учащихся на уроках » Анализ опыта учителя по развитию творческого потенциала школьника

Страница 3

Роль сочинений особенно возросла в последнее время, в связи с повышением внимания к развитию речи учащихся, их мышлению и творческим способностям.

Отличительной особенностью при анализе сочинений, в силу их большей, чем в изложении, творческой направленности, явилась оценка содержательности, убедительности раскрытия темы и творческого уровня сочинений (с учетом возраста детей).

Учащимся были предложены следующие темы для написания сочинений:

февраль 2009 года – «Моя любимая игрушка»

апрель 2010 года – «Про облачко»

ноябрь 2011 года – «Зимушка – зима»

февраль 2012 года – «Откуда узоры на окнах»

апрель 2012 года – «Мой котенок»

Данные, полученные в результате этого вида экспериментальной работы, также фиксировались, обсчитывались и обобщались.

Из таблицы №1 (см. Приложение №2) можно проследить количественный и качественный анализ сказок от класса к классу, от низкого уровня сформированности творческого потенциала к среднему уровню и от среднего уровня к высокому. Таблица показывает, что процент учащихся с низким уровнем развития творческого потенциала в ходе эксперимента к третьему классу уменьшился, а с высоким уровнем увеличился.

В результате наблюдений за выполнением творческих работ по развитию речи – изложениями, сочинениями - были выявлены качественные изменения в содержании, структуре, речевом оформлении работ, рост числа учащихся, которые стали выполнять работу без речевых и орфографических ошибок и на более высоком творческом уровне.

В целях определения уровня грамотности, орфографической зоркости учащихся был предложен усложненный вариант диктанта (в 1 кассе за 2 класс; во 2 классе за 3 класс; в 3 классе за 4 класс).

Все работы, в зависимости от количества допущенных ошибок, были условно поделены на 5 уровней.

I уровень (0 – 1 ошибка) – высшая грамотность;

II уровень (2 – 3 ошибки) – высокая грамотность;

III уровень (4 – 6 ошибок) – средняя грамотность;

IV уровень (7 – 9 ошибок) – низкая грамотность;

V уровень (более 9 ошибок) – нижайшая грамотность.

Было подсчитано количество работ каждого уровня и вычислено их процентное соотношение по каждому классу.

Нами было исследовано, как зависит развитие творческих способностей ребенка от семейного воспитания и от среды, окружающей его в школе и дома.

Мы опирались на мнения большинства исследователей, занимающихся проблемами творчества, что личностные образования, интегрирующие в себе влияние внутренних и внешних факторов, являются ведущими в актуализации творческого потенциала человека.

В результате анализа установлено, что благоприятными факторами для развития творческих способностей, творческой активности, творческого потенциала детей являются высокий интеллектуальный уровень родителей, демократический стиль отношения к детям в семье (а не авторитарный или попустительский), активный образ жизни семьи (путешествия, походы, экскурсии), наличие домашней библиотеки, старшинство ребенка среди детей в семье. Важным для развития творчества является положение ребенка в школьном коллективе. Благоприятным для развития творческого начала является либо положение лидера, либо положение внутри коллектива. Положительную роль в приобщении к творчеству играет участие в работе кружков, разнообразие интересов ребенка.

Неактивный образ жизни семьи, жесткий контроль за детьми или полная бесконтрольность в одинаковой степени неблагоприятны для развития творчества.

Из указанных выше результатов можно сделать вывод, что экспериментальная работа оказала благотворное влияние не только на развитие творческого потенциала учащихся, но и на их грамотность, орфографическую зоркость.

Таким образом, апробация опыта по данной проблеме подтвердила его значимость и практическую деятельность, а гипотетические предположения получили убедительное объективное подтверждение.

В ходе данного исследования был раскрыт процесс формирования творческого потенциала у учащихся начальной школы на уроках русского языка и развития речи. Реализация данного процесса обеспечивалась следующими средствами:

индивидуальным подходом к учащимся с учетом исходного уровня их развития, выявленного на основе диагностического обследования и мотивационных особенностей реализации их креативности;

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Сущность, цель и задачи процесса воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения
Речевая культура личности является одним из основополагающих компонентов общей культуры человека и требует постоянного совершенствования. В ее основе лежит существующее в сознании человека представление о «речевом идеале», образце, в соотв ...

Причины не совершенствования речевого этикета
Восхищаясь теми чудесными методами, при помощи которых ребёнок овладевает родным языком, не забываем ли мы, взрослые, призваны обучать его правильной речи? Не отказываемся ли мы от роли его воспитателей? Никто не отнял права восхищаться сл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru