Дифференцированный подход к развитию личностного потенциала девочек и мальчиков

Новое в образовании » Социально-педагогические аспекты дифференцированного воспитания девочек и мальчиков » Дифференцированный подход к развитию личностного потенциала девочек и мальчиков

Страница 1

Динамика понятия, сущность, формы дифференциации в современном образовательном процессе (А.Базарный, И.Бутусов, Е.Рабунский, Ю.Бабанский, И.Унт, И.Якиманская, Н.Гронлунд и Ф.Тайлер).

Применение дифференцированного подхода связано с более эффективной организацией образовательного процесса в школе и учреждении дополнительного образования, более точной диагностикой развития школьника, раскрытия его личностного потенциала. Однако тормозом на пути раскрытия всех способностей ребенка является нивелировка направленности интересов либо девочек, либо мальчиков при преобладающем совместном обучении и воспитании учащихся

Индивидуализация образования (Н.Гончаров, М.Князева). Дифференциация и интеграция – ведущие характеристики современного образовательного процесса.

Последнее десятилетие проблеме дифференцированного подхода уделялось большое место. Интерес к разработке проблемы дифференцированного обучения вызван объективно возникающими противоречиями между коллективными формами обучения и индивидуальным характером восприятия. Особенно была популярна идея разделения учащихся по уровню обучаемости (Ю.К. Бабанский, И.Д. Бутузов, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт, И.М. Чередов ,Н. Гронлунд, Ф. Тайлер и другие). И.С. Якиманская подчеркивает, что дифференциация базируется на принятии психологических различий между индивидами и группами людей по возрасту, полу, социальной принадлежности и т.п. Однако более подробными исследованиями по особенностям восприятия музыки мальчиками и девочками психологическая и музыковедческая наука не располагает.

Исследованием было охвачено около 600 учителей Оренбургской области с педагогическим стажем от года до тридцати лет. Анкетирование, интервьюирование, опрос учителей начальных классов, учителей-экспериментаторов на констатирующем этапе исследования было направлено на выявление основных трудностей, противоречий в современном состоянии педагогической практики.

Были разработаны анкеты для учителей, дающие возможность определить соответствие применяемых на уроке методов особенностям восприятия девочек и мальчиков (анкета №1) Также исследовалась динамика понимания учителем важности проблем дифференцированного подхода к развитию восприятия мальчиков и девочек по мере накопления этим учителем опыта работы по программе. Анкета позволила выявить типичные трудности в освоении дифференцированного подхода и интонационных методов развития восприятия-мышления.

Для проверки эффективности предложенных нами методов была использована исследовательская методика «Экспертной оценки». В качестве экспертов выступали учителя, методисты, которые впервые видели результат применения дифференцированного подхода; учителя начальных классов, периодически наблюдавшие уроки в экспериментальных классах; учителя экспериментаторы, которые осваивали и отрабатывали предложенную в исследовании методику в своей повседневной практике; учителя имеющие высокопрофессиональную категорию «методиста-исследователя», не знакомые с программой эксперимента.

В состав группы экспертов были включены учителя, которые смотрели серии уроков по экспериментальной методике, и поэтому их ответы являлись довольно объективным показателем степени ее эффективности, новизны, успешности.

Модель «веерного» дифференцированного подхода и его преломление в педагогике. Методологической основой построения модели дифференцированного «веерного» подхода являются фундаментальные понятия отечественной философии образования и особенности восприятия музыки девочками и мальчиками .

Дифференцированный «веерный» подход нацелен на выявление многообразных типов индивидуального восприятия мальчиков и девочек и сведения их в единую картину в рамках однородной группы или смешанного класса. Суть веерного подхода не в полной изолированности групп девочек и мальчиков друг от друга, а в гибком сочетании занятий в однородной группе по углублению темы с обобщающим и итоговым занятием со всем классом в конце четверти.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Классификации детей «группы риска»
К детям и подросткам «группы риска» относятся дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения: семьи детского сада, школы и т.д Во-первых, зд ...

Этапы разработки педагогических тестов
Принцип системности предполагает последовательную организацию всей работы по созданию тестов. При этом может оказаться полезной уточнённая концепция автора поэтапного становления тестового педагогического процесса. В прежних вариантах было ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru