Лекционный материал к спецкуруу по теме: «Педагогический аспект концепции полового дипсихизма»

Новое в образовании » Социально-педагогические аспекты дифференцированного воспитания девочек и мальчиков » Лекционный материал к спецкуруу по теме: «Педагогический аспект концепции полового дипсихизма»

Страница 1

В педагогике малоразработанным остается вопрос о роли половых особенностей индивида в развитии его психики. Понятие «полового дипсихизма» для обозначения проблем половых различий в психике человека появилось в 1970 году.

Научная разработка проблем половых различий в психике человека началась на рубеже 19 - 20 веков в связи с возникшими в то время движениями за равноправие женщин и реформами в области образования в сторону совместного обучения в учебных заведениях представителей обоих полов.

По сведению американских исследователей Дж. Гаррэя и А. Шенфильда (1969) размах и сила эгалитаризма была такова, что выявленные в ходе тестов специфические особенности мальчиков и девочек были объявлены артефактами. Тесты были либо удалены, либо сглаживались введением новых показателей

Анализ метаболической гипотезы А. Фулье и нейрогормональной концепции американских ученых (Д. Броверман, Вьюентан) позволяет сделать вывод, что отмеченные концепции не рассматривают социальные уровни регулирования психики, и это не позволяет считать их всеобъемлющими. Они противоречивы в важнейших характеристиках жизнедеятельности (процессах возбуждения и торможения). Методология их исследований основана на логической дихотомии при рассмотрении психологических фактов половых различий с позиции «или‑или» и происходит искажение картины полового дипсихизма. Существенным недостатком дихотомического подхода к проблемам полового дипсихизма является статичность и мозаичность данных концепций. Сравнение полов по средним величинам признаков разных уровней психики не дает возможности дать общую закономерность половых различий.

Эволюционная концепция дифференциации полов В.А. Геодакяна объясняет более высокую генетическую обусловленность ряда морфологических и физиологических признаков у лиц мужского пола. В филогенезе мужской пол играет главную роль в изменении, а женский - в сохранении популяции. Концепция распространяется и на онтогенетические различия полов: в онтогенезе (согласно В.А. Геодакяну) более изменчивым пластичным является женский пол, а мужской - более ригидным.

Более сложным является вопрос о теоретической интерпретации полученных фактов полового дипсихизма в мышлении.

Согласно исследованиям в нашей стране и за рубежом (70-е годы), ответы девочек при решении интеллектуальных задач больше зависят от предварительного опыта и знаний, чем у мальчиков.

Начиная с 8 лет (и далее включая взрослых), независимость мышления от внешних факторов выше у лиц мужского пола. Несмотря на то, что интеллектуальные показатели мальчиков (и юношей) выше, чем у девочек, отсев в Вузах выше среди юношей. Среди неуспевающих более 70% мальчиков и лишь 30% девочек.

Многочисленные исследования различных психических свойств и особенностей показывают, что женщины более гибки в отношении к разнообразным внешним воздействиям социальной среды. Это обнаруживается:

¨ в эффектах социальной перцепции (А. Бодалев, В. Куницин, В. Баргунов);

¨ в конформности поведения (Е. Маккоби, И. Кон, В. Лосенков);

¨ в высокой контактности (Я. Коломинский, Н. Обозов.

Явление половой дифференциации подтверждается многими науками о человеке: биологией, физиологией, этнологией, антропологией, философией.

Педагогический аспект концепции полового дипсихизма связан с развитием полового самосознания (ребенка) школьника.

В отечественной психологии началом изучения проблем полового самосознания считают 10-е - 20-е годы, когда вводилось совместное обучение мальчиков и девочек. (М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, Л.М. Василевский, Е.Н. Эвергетова, Н.К. Крупская).

В 20-е - 30-е годы вопросы полового воспитания детей решались в рамках педагогических исследований. Наиболее значимыми являются работы П.П. Блонского, А.Б. Залкинда.

По данным исследований, проведенным А.В. Черкассовой (1924 год) с детьми от 8 до 13-ти лет, установлено, что в условиях решения совместных мыслительных задач наблюдается определенное различие в поведениях мальчиков и девочек. В экспериментах автора группа из двух человек должна была создать рассказ на свободно выбранную тему. Учитывались речевые реакции их качественные и количественные стороны. Было составлено три типа групп однополых и разнополых. В наиболее общем виде результаты свидетельствуют о следующем:

¨ в однополых группах дети охотнее приступали к работе и не было обнаружено конфликта между ними. Всего 3,3% групп показали отрицательное отношение друг к другу;

¨ в разнополых группах отрицательное отношение между детьми было очевидным, причем в более выраженной степени у мальчиков к девочкам. Из всех мальчиков 66,6% заявили о своем нежелании работать с девочками, из всех девочек - 56,6%.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Использование графопроектора. Его преимущества перед традиционными наглядными пособиями
Обеспечение наглядности как важной составляющей методики преподавания. Зрение - основной орган восприятия информации, поэтому одним из условий восприятия и запоминания материала в учебном процессе является соблюдение принципа наглядности. ...

Формы индивидуализации обучения
Учебный процесс в общеобразовательной школе обеспечен рядом дидактических форм, методов и средств. Организационно осуществить индивидуализацию учебной работы можно, используя на практике различные формы индивидуализации. Гладких В.И. выдел ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru