Лекционный материал к спецкуруу по теме: «Педагогический аспект концепции полового дипсихизма»

Новое в образовании » Социально-педагогические аспекты дифференцированного воспитания девочек и мальчиков » Лекционный материал к спецкуруу по теме: «Педагогический аспект концепции полового дипсихизма»

Страница 4

Внутренняя позиция определяет отношение к окружению, к самому себе, обуславливает восприятие явлений и процессов мира.

В современной психологической науке понятие «ценностные ориентации» соотнесено и с социальными эталонами, групповыми нормами, и с диспозиционными структурными образованиями личности (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, М.И. Бобнева, В.С. Мухина, В. Ядов).

Ценностные ориентации выполняют свою регулирующую функцию потому, что они выступают конкретным проявлением отношения личности к ценностям окружающей действительности. Становясь устойчивыми мотивами личности, они организуют, направляют и регулируют деятельность человека (В.В. Бойков). Внутреннее содержание ценностных ориентаций составляют личностные смыслы, проявляющиеся в личностных установках, в готовности действовать определенным способом (А.Г. Асмолов).

Рассмотрим структуру ценностных ориентаций младших школьников.

Таблица

Ценностные ориентации

мотивационно-смысловой аспект

процессуально-результативный аспект

коммуникативно-ориентировочный аспект

терминальные ценностно-жизненные планы

учебно-познавательная деятельность

Межличностные взаимоотношения

инструментальные свойства ценности личности

свободная направленность деятельности

мотивы деятельности и общения

Ценностные ориентации рассматриваются как социально обусловленное стержневое образование личности и влияют на свойства личности, цели жизни, направленность деятельности, мотивы деятельности и общения.

Таблица 2

Мотивационно - смысловой аспект целостных ориентаций

мальчики

Девочки

здоровье

бодрость счастливая семья

друзья

справедливость

любовь

самостоятельность

уверенность в себе

счастливая семья

любовь

здоровье

состояние природной среды

справедливость

уверенность в себе

жизненная мудрость

Выше всего оценивают

равенство

любовь

активная жизнь

хорошая работа

хорошо обеспеченная жизнь

модная одежда

общественное признание

здоровье

Ценности альтруистической направленности заняли низкие ранги и у девочек, и у мальчиков. Мотивационно - смысловой аспект инструментальных ценностей (свойств личности) оценили выше всего

Таблица

Контекст - анализ сочинений «Я в 20 лет» (3-х и 5-и классников) показал ориентацию мальчиков на профессиональную сферу с достижением материального благополучия своим трудом; у девочек - на семейно - бытовую сферу (с достижением благополучия через замужество). Ценности полнее и интенсивнее осваиваются мальчиками, что отражает поисковый характер ориентации мальчиков и адаптивный у девочек.

Мальчики для достижения целей шире используют имеющиеся средства и ищут новые; предпочитают «нерегламентированную» взрослыми досуговую деятельность, девочки в большей степени реализуют себя в организованной взрослыми сфере школьной жизни.

Мальчики хотели бы помогать взрослым, девочки - заниматься собой.

Определитель «поля» сражениям за собственный статус:

¨ у девочек - семья (мать, отец);

¨ у мальчиков - школа (сверстники, учителя).

Эталоны мужественности и женственности определены на уровне генетической концепции полового дипсихизма следующим образом (В.А. Геодакян):

¨ мужественность как изменчивость вида, оперативная память вида, вариативность;

¨ женственность как наследственность и долговременная память вида, консерватизм.

Разнообразное рассмотрение аспектов формирования, проявления и видоизменения эталонов на социогенетическом уровне оставим для рассмотрения другими науками. Задачей нашего исследования является выявление гендерной специфики восприятия девочек и мальчиков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Педагогические идеи Л.Н. Толстого
Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян, где реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на формирование т ...

Характеристика факультативного курса
С 1967/1968 учебного года в 7-10 классах средней школы введены факультативные занятия по выбору учащихся. Цель факультативных занятий – расширение, углубление знаний, развитие интересов и способностей учащихся в избранных ими областях знан ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru