Лекционный материал к спецкуруу по теме: «Педагогический аспект концепции полового дипсихизма»

Новое в образовании » Социально-педагогические аспекты дифференцированного воспитания девочек и мальчиков » Лекционный материал к спецкуруу по теме: «Педагогический аспект концепции полового дипсихизма»

Страница 2

В смешанных группах спор возникал при выборе темы и редакции рассказа, затруднение и конфликт происходили по тем ролям, которые обязательно должны быть четко распределены. В однополых группах девочек речевая активность выше чем в группах мальчиков. Отрицательное отношение одного пола к другому и взаимное тормозящее влияние уменьшалось в середине опыта и опять стало прежнем к концу. Качество работы, понимаемое автором как разнообразие сочетательных связей, показало преимущество групп девочек в сравнении с мальчиками и с разнополыми группами.

В целом результаты свидетельствуют о том, что работа в среде девочек со стороны ее качества и сосредоточенности была выше работы мальчиков. Превосходство девочек в показателях познавательных функций очевидно, но в условиях взаимодействия с мальчиками при решении совместных творческих задач возникает противоречие между «потенциями» и «тенденциями» одних и других. Это приводит к конфликту между участниками группы, совместно решающими общую задачу.

Рассогласование между «потенциями» и «тенденциями» на уровне индивида прорывается в условиях совместной деятельности группы в распределении ролей. Выбор темы и редакция рассказа определяет выделение лидера, способного найти тему, приемлемую для всех, а хорошая ориентация возможна лишь при серьезных знаниях и внимательности. В возрасте 6-15 лет у мальчиков формируется ролевое ожидание и поведение лидеров (Й. Лингарт). Столкновение желаемого и возможного приводит к отрицательным отношениям в разнородных группах. А. Черкасова показывает, что уже шестнадцатилетние разнополые группы показывают значительно более положительное отношение друг к другу, снижается внутри групповая конфликтность. После 15 лет происходит выравнивание по активности и качеству познавательных функций. Претензии на выполнение лидерских функций в этом возрасте оправдываются повысившимся уровнем развития познавательных возможностей мальчиков. Социализация способствует формированию более дифференцированных форм ролевого поведения.

В послереволюционный период советская школа неоднократно возвращалась к такой системе воспитательной образовательной работы, которая способна наиболее полно и всесторонне учитывать особенности детей каждого пола, искать особые пути, ведущие к единому воспитательному итогу. Раздельное обучение в 40-е годы полностью сводило на нет такое преимущество совместного воспитания как возможность формирования правильных взаимоотношений между мальчиками и девочками в коллективе сверстников. К 1954 г отечественная школа вновь вернулась к совместному обучению мальчиков и девочек. период советская школа неоднократно возвращалась к такой системе воспитательной и образовательной работы, которая способна наиболее полно и всесторонне учитывать Отказавшись от раздельного обучения, наша школа отвергла и то рациональное, что содержала та система: ведь применяя одинаковые приемы в воспитании девочек и мальчиков педагоги лишают процесс его конкретности, жизненности, нравственной специфики, воспитывая «бесполое существо» подобной нивелировкой.

В 80-е годы появились исследования психофизиологов о темпах созревания различных образований головного мозга у мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Психофизиологи выявили различную скорость созревания образований головного мозга у мальчиков и девочек, необходимость учитывать темпы развития левого и правого полушария, которые у мальчиков и девочек различны.

У девочек значительно быстрее развиваются функции левого полушария, ответственного за осознаваемые произвольные акты, словесно - логическую форму памяти, рациональное мышление, положительные эмоции. А у мальчиков быстрее созревает правое полушарие, «лидирующее в реализации непроизвольных интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций». Девочки лучше осознают свое поведение и умеют им управлять, осмысливать поступки в разных направлениях, чаще открыто радуются. В проявлениях мальчиков более медленное развитие левого полушария ведет к неразвитости сферы положительных эмоций, что сказывается в поведении, где легче и ярче проявляются отрицательные эмоции, некоторая агрессивность. Т.П. Хризман подчеркивает, что для мальчиков более значима эмоционально положительная оценка его деятельности, для девочек - отрицательная; для мальчиков - «что» оценивается в его деятельности, для девочек - «кем» производится оценка А.А. Плоткин в исследовании индивидуальных особенностей эмоциональности доказывает, что «мальчики проявляют более низкие показатели понимания другого человека». У мальчиков «понимание» другого происходит через интеллектуальное сходство, у девочек - через эмоциональное сочувствие, сопереживание. Девочки редко переоценивают качества своей личности и дают адекватную или заниженную из-за большой критичности самооценку. Завышенная либо заниженная самооценка мальчиков связана с низким уровнем оценки другого

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Принцип сенситивности
Дидактический материал Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка. Монтессори выделяла шесть основных сензитивных периодов в развитии детей до шести лет: СП развития движений (0-6 ...

Принцип ограничения и порядка
Нарушение порядка и восстановление его - сильнейший мотив детских действий, считала Монтессори, так как ребенку нравится видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, он старается восстановить этот порядок, если его нарушил. Он ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru