Подготовка советских учителей

Страница 2

На протяжении исследуемого периода вузы Горького испытывали недостаток в квалифицированных профессорско-преподавательских кадрах, что, в свою очередь, негативным образом сказывалось на процессе подготовки будущих учителей. Для решения этой проблемы практиковалось приглашение преподавателей из столичных университетов и институтов, а в послевоенный период основным каналом пополнения педагогического персонала стало воспитание собственных кадров. Учебные планы исторических факультетов университетов и педагогических институтов отличались отсутствием специализированных факультативов и курсов по выбору, расширенным психолого-педагогическим циклом предметов, большим количеством часов педагогической практики. Великая Отечественная война показала действенность созданной в 1930‑е гг. модели исторического образования. Вместе с тем она пробудила в советских людях способность критически оценивать ситуацию, самостоятельно мыслить, вселила надежды на либерализацию общественной жизни. Необходимость реформирования политической и экономической систем становилась все более актуальной и для государственных структур. Конкретная программа мер по совершенствованию работы педагогических вузов была намечена в постановлении CHK СССР от 20 августа 1945 г. «Об улучшении дела подготовки учителей». Отметив серьезные недостатки в педагогическом образовании, союзное правительство наметило следующие пути расширения и совершенствования деятельности педагогических учебных заведений:

– прекращена практика краткосрочной подготовки учителей из лиц, не имеющих среднего образования;

– в целях упорядочения работы в педагогических учебных заведениях, создания в них устойчивого состава профессорско-преподавательских кадров и постоянного контингента студентов установлены разные группы пединститутов, учительских институтов и педагогических училищ с постоянным количеством набора на I курс;

– расширена аспирантура при пединститутах, и введена при ряде крупных учебных заведений специальная годичная подготовка к преподавательской деятельности успешно окончивших эти заведения;

– местным Советам депутатов трудящихся предложено оказать помощь пединститутам в укреплении их учебно-материальной базы, улучшении культурно-бытового обслуживания студентов.

– в соответствии с этим постановлением Всесоюзный комитет по делам высшей школы при Совнаркоме СССР и Наркомпрос РСФСР определили структуру институтов каждой группы. Пединституты первой и второй групп, как правило, должны были иметь в своем составе по шесть факультетов, пединститут третьей группы – три факультета. Учительские институты имели по три отделения (историко-филологическое, физико-математическое и естественно-географическое). Определялся также минимум кафедр, кабинетов и лабораторий (учительские институты, действовавшие при пединститутах, самостоятельных кафедр, кабинетов и лабораторий не имели). Большое значение для улучшения научной и идейно-политической подготовки учительских кадров имели постановления ЦК ВКП(б) по вопросам идеологической работы, вызвавшие повсеместный подъем политической работы среди преподавателей и студенчества; решительной критике подвергались чуждые марксистско-ленинской идеологии попытки воспитания студенческой молодежи в духе безразличия к политике, «наплевизма и безыдейности». 31 декабря 1946 г. Совет Министров РСФСР принял постановление о переводе педагогических училищ на четырехлетний срок обучения. Цель этого мероприятия: улучшить качество подготовки учителей начальных классов. Удлинение срока обучения проводилось постепенно, в течение двух лет. Педучилища получили новые учебные планы, программы, учебники. Вносились необходимые изменения в устав педагогических училищ, который устанавливал, что учащиеся педучилищ, выдержавшие госэкзамены, получают не аттестаты, а дипломы об окончании училища с указанием присвоенного звания учителя начальной школы.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Методика исследования влияния ролевых игр на психологическое развитие учащихся
Цель исследования: Изучить мнение опрошенных о влиянии ролевых игр на психологическое развитие как метода социальной работы, направленного на профилактику асоциального поведения среди подростков, воспитание нравственной личности. Задачи ис ...

Основные условия эффективного применения самостоятельной работы на уроках
Повышение эффективности урока – главное задание учителя. Успешное его выполнение во многом зависит от методики учебы, которая дает возможность вооружить учеников глубокими и крепкими знаниями, научить их работать заинтересовано и самостоят ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru