Подготовка советских учителей

Страница 3

В целях ускоренного решения задачи пополнения школ учителями в первые послевоенные годы в ряде средних школ были открыты одиннадцатые, дополнительные педагогические классы, готовившие учителей начальных школ. Развернулась также подготовка педагогов – пионерских вожатых. А несколько позднее (с 1955 г.) возникли двухгодичные педагогические училища на базе десятилетки.

Заново создаются заочные отделения, расширяется сеть консультпунктов для учителей-заочников. Учителя-заочники получают ряд дополнительных льгот. Для повышения идеологического уровня подготовки учителей распространены университеты марксизма-ленинизма. Положительную роль в совершенствовании подготовки молодых специалистов сыграло Всероссийское совещание директоров педагогических и учительских институтов (1947), в работе которого участвовали многие руководители педвузов. Важное значение для высшей и средней педагогической школы имело постановление Совета Министров СССР и Центрального Комитета КПСС «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием», принятое в августе 1954 г. Выполняя это решение, органы по руководству высшей и средней специальной школой вновь пересмотрели учебные планы и программы с учетом подготовки кадров широкого профиля, выпустили сотни названий новых и модернизированных учебников, улучшили учебную и производственную практику, внесли серьезные коррективы в планирование подготовки специалистов, в том числе учителей. В частности, были значительно сокращены сеть и численность студентов учительских институтов. Если в 1950 г. в стране имелось 237 учительских институтов, то в 1955 г. их стало 52, а в 1956 г. – только 2. В связи с этим общее количество педагогических учебных заведений несколько уменьшилось, несмотря на открытие 50 новых вузов.

Чем была вызвана данная реформа высшего педагогического образования? Прежде всего, тем, что учительские институты успешно выполнили свою функцию по подготовке учителей V–VII классов. Это были для своего периода нужные, но, как указывалось выше, временные учебные заведения, вызванные к жизни острым недостатком кадров в связи с введением всеобщего семилетнего образования.

Одним из мероприятий в разработке теории, форм и методов подготовки и переподготовки педагогических кадров, в изучении, обобщении и распространении передового опыта проведения учебно-воспитательной работы явилось открытие в январе 1946 г. Научно-исследовательского института педагогического образования АПН РСФСР. Однако этот институт через несколько лет был закрыт. Мотив этого решения: сами педагогические вузы и училища должны разрабатывать проблемы педобразования. В 1953–1955 гг. ряд изменений внесен в учебные планы педвузов, в частности по линии усиления политехнической подготовки студентов на естественных и физико-математических факультетах. С 1954 г. стал несколько усиливаться приток в школу молодых специалистов с университетским образованием .

В области народного образования в течение 15 лет (шестой, седьмой и восьмой пятилеток) решались следующие задачи:

– переход от семилетнего к восьмилетнему всеобщему обязательному обучению (Закон о восьмилетнем всеобуче принят в декабре 1958 г.);

– развертывание школ-интернатов как одной из общественных форм обучения и воспитания детей (стали создаваться с 1956/57 учебного года в соответствии с решением XX съезда КПСС и специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР);

– значительное развитие общего среднего образования в городах и сельской местности; расширение сети вечерних школ рабочей и сельской молодежи.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Методы и виды проблемного обучения
Методы проблемного обучения. Можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вила организации им самостоятельной учебной дея ...

Историко-критический образ методики чтения
При исследовании значимости обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я обратилась к опыту учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области. Современная методика чтения и развития речи использует ценный опыт методик ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru