Развитие общества и изменения в отношениях между людьми всегда находили свое отражение в практике образования, обучения и воспитания подрастающих поколений, в целях и задачах школы, в педагогических теориях и системах. Обучение и воспитание это процессы социальные, исторически обусловленные, в которых всегда отображаются цели и интересы господствующих классов общества, а также их политических партий. Чтобы правильно понять закономерности этих процессов, необходимо знать историю развития образования, воспитания, школы и педагогических теорий, систем образования от древнейших времен до наших дней.
Анализ истории образования и его современного состояния подтверждает его неразрывность с конкретным временем. В любую эпоху и в любом обществе сама система образования, её идейные основы, цели, задачи, методы, структура и организация выражают состояние общества, и тенденции его развития. В свою очередь, именно образование оказывается решающим для реализации тех или иных социально-культурных тенденций и перспектив общественного развития.
Важно осознавать, что не только глобальные проблемы образования, но и самые частные и конкретные вопросы педагогики, её методы, приемы, "технологии" производны от общей концепции образования, его основных принципов, ведущих идей и положений. Различие педагогических школ и течений - не что иное, как выражение различных концепций образования, имеющих глубокую социально-культурную обусловленность.
Тема моего реферата: "Сравнение образовательных систем Древнего мира и Средневековья", поэтому хотелось бы дать определение системы образования. Определений системы образования приводится множество, я процитирую одно из наиболее современных: "Система образования – это совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в государстве, связь между ними и общие принципы, на основе которых эти учреждения работают. Система образования осуществляет: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное обучение и воспитание, средне специальное образование, высшее, подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку".
Из сказанного выше, делаем вывод, что знать истоки педагогики и образования очень важно и полезно. В своей работе на основе литературных источников я рассматриваю самые ранние этапы появления и развития систем образования.
Объектом работы является образование в Древних цивилизациях и Средневековых государствах.
Предмет – образовательные системы в странах Древнего мира и Средневековых государствах.
Цель – изучить и сравнить особенности образовательных систем, существовавших в Древнем мире и Средневековых государствах.
Задачи:
1) Изучить условия возникновения и особенности образовательной системы в странах Древнего мира: в странах Древнего Востока (Междуречье, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай), в Античном мире (Спарта, Афины, Древний Рим) и у восточных славян.
2) Изучить условия возникновения и особенности образовательной системы в Средневековых государствах Западной Европы, Востока (Исламский мир, Индия, Китай) и славянского мира (Русь – Русское государство).
3) Сравнить образовательные системы стран Древнего мира и Средневековых государств.
Новое о педагогике:
Методика воспитательной работы В.А. Сухомлинского
Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся педагог советских времен, придававший коллективу большое воспитательное значение. Но говорить о взглядах Сухомлинского на коллектив – значит говорить об отношении Сухомлинского к Макаренко. О ...
Современные представления о дизартрии
Дизартрия как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе. Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии связан ...