Экспериментальное исследование состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами

Новое в образовании » Развитие фонематического восприятия у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами » Экспериментальное исследование состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами

Страница 3

По данным этой таблицы видно, что гласные звуки, а также звуки [с] , [с`] , [л] , [л`] , [н], [г], [к], [х], [д], [т], [в], [ф], [б], [п], [й] изолированно дети произносят правильно . Наблюдаются замены звуков [з] , [з`], [ц], шипящих, [р] , [р`]. Например, [з], [з`] заменяются на [ж], [ц] на [ч], [ш] на [с] , [с`] , [ж] на [з] , [з`], [ч] на [т`] , [щ] на [с`]; звуки [р] и [р`] горловые . По результатам таблицы видно, что высокий показатель звукопроизношения при изолированно произнесенном звуке у Сергея, а низкий у Максима и Станислава (см. табл. 2).

Таблица 2. Результаты состояния звукопроизношения в словах

Имя

Гласные

Свистящие

Шипящие

Соноры

Йотиров.

Всего

Лена

3

3

1

2

3

12

Максим

3

2

2

2

3

12

Сергей

3

2

2

3

3

13

Даниил

3

3

1

2

3

12

Станислав

3

2

1

2

3

12

По данным этой таблицы мы видно, что высокий показатель звукопроизношения в словах у Сергея (он набрал 13 баллов), у остальных детей по 12 баллов.

Состояние звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими расстройствами характеризуется заменами сложных по артикуляции звуков на простые, например, вместо [ч]- [ть], вместо [щ]- [сь], шипящие заменяются свистящими: [ш]- [с], [ж]- [з].

Также отмечается нестойкое употребление звуков в речи, то есть некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются. Например, Максим звуки [з], [зь], [ц], [c], [сь], [л], [ль], [р], [рь] изолированно произносит правильно, но в речи [з], [зь] заменяются на [ж], [ц] заменяется на [ч], звуки [л], [ль], [р], [рь] отсутствуют в речи, звуки [с], [сь] заменяются на [ш]. Станислав изолированно звуки [з], [ч] произносит правильно, а в речи [з] заменяет на [ж], [ч] на [ть].

У всех детей наблюдаются замены, искажения и отсутствия звуков в словах. При обследовании звукопроизношения у всех детей наблюдалась смазанная, монотонная и невнятная речь. Наиболее распространенными у дошкольников с дизартрией являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения сонорных Л и Р. Таким образом, своеобразие количественных дефектов произношения звуков у дошкольников с дизартрией определяется соотношением и акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Как показало исследование, группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков, акустически более ярких, хотя и более сложных по артикуляции. Такое соотношение можно объяснить наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения. Проведенное обследование состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами позволяет сделать вывод о том, что нарушения звукопроизношения имеют различную степень выраженности. Своеобразное количество дефектов произношения звуков у детей с минимальными дизартрическими расстройствами определяется отсутствием в речи тех или иных звуков, различными заменами, нестойким употреблением звуков в речи, искаженным произношением одного или нескольких звуков. Таким образом, такое соотношение можно объяснить наличием у детей с минимальными дизартрическими расстройствами определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения.

Страницы: 1 2 3 

Новое о педагогике:

Психолого-педагогический аспект формирования способностей к восприятию у девочек и мальчиков
Восприятие как педагогиче6ская категория. Восприятие образа мира, жизненного явления, человека, себя, искусства. Художественное восприятие ребенка. Значимость восприятия как «искусства для себя» в построении своего образа деятельности и по ...

Причины не совершенствования речевого этикета
Восхищаясь теми чудесными методами, при помощи которых ребёнок овладевает родным языком, не забываем ли мы, взрослые, призваны обучать его правильной речи? Не отказываемся ли мы от роли его воспитателей? Никто не отнял права восхищаться сл ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru