Мы провели исследования и вычисления согласно максимальному потреблению кислорода (МПК) и разнице потребления кислорода между экспериментальной и контрольной группой, где между ними имеется достоверное различие. К окончанию первого курса достоверность составляет t=2,06; P<0,05. На втором курсе достоверность составляет t=2,37; P<0,05. На третьем курсе достоверное различие достигло t=4,56; P<0,01. На четвертом курсе разница достоверности сократилась (t=2,3; P<0,05), а на пятом получилась самая большая разница (t=5,31; P<0,001).
Анализ динамики результатов физической и функциональной подготовленности студентов контрольной группы показывает их ухудшение на третьем курсе (особенно в разделе выносливости) и значительное на четвертом, что является уже известной закономерностью.
Эффективность предполагаемой нами программы появляется в поддержании уровня физической и функциональной подготовленности студентов экспериментальной группы на третьем курсе и значительно меньше по сравнению с контрольными группами, его снижением на четвертом курсе. Значительно увеличился уровень физической подготовленности у студентов экспериментальной группы в развитии таких качеств, как выносливость и сила.
Анализ пятилетнего наблюдения за функциональным состоянием студентов показывает, что адаптационные возможности в контрольной группе снижаются к старшим курсам на 8-16%. Это вызвано незначительной двигательной активностью, плотной учебной нагрузкой, нарушением режима питания, отдыха, труда и т.п.
В период обучения результаты тестов студентов экспериментальной группы сравнивались с разработанными психофизиологическими моделями инженеров машиностроителей различных специальностей. По итогам результатов анализа были сформулированы необходимые рекомендации по доведению физической и функциональной подготовленности студентов до модельного уровня. Согласно результатам обследования вводились необходимые изменения в программу коррекции профессионально важных качеств. За четыре с половиной года занятий на 15,2% увеличились показатели физической подготовленности студентов экспериментальной группы и на 11,6% показатели их функционального состояния.
Согласно этим данным, мы видим, что занятия физической подготовкой с профессиональным уклоном непосредственно с первого курса являются эффективным средством улучшения физической и функциональной подготовленности студентов.
Анализируя результаты обучения по разным программам, напрашивается основательный вывод о значительной убедительности предлагаемой нами программы по физической культуре для улучшения учебного процесса и более качественной подготовки специалистов в ВУЗах машиностроительного профиля.
После итоговой аттестации для студентов учебной группы пятого курса факультета «Транспортное машиностроение» (ДВС), занимавшейся ранее в экспериментальной группе, были составлены индивидуальные планы самостоятельных занятий физическими упражнениями и двигательной активностью с консультацией преподавателей кафедры. В мае 2002г. была проведена оценка их физической и функциональной подготовленности. В те же сроки было проведено тестирование студентов другой группы пятого курса ДВС, обучающихся по действующей программе для ВУЗов. Результаты физической подготовленности пятикурсников, занимающихся по индивидуальным планам, соответствовали оценке «удовлетворительно». Средний результат у девушек в беге на 2000 м. - 11 мин. 20 сек., у юношей в беге на 3000 м. – 13 мин. 15 сек. Показатели силы: в подтягивании на перекладине - 9 раз, в поднимании гири - 11 раз.
При одновременном тестировании студентов, прекративших физическую активность и ранее занимавшихся в контрольной группе, полученные результаты физической и функциональной подготовленности оказались значительно хуже. У 81% из них наблюдалось значительное снижение физических функциональных возможностей организма.
Общее ухудшение уровня психофизиологической готовности у студентов пятого курса дает основание утверждать, что занятия физическими упражнениями необходимы и в дальнейшем, на четвертом и пятом курсе.
Эти занятия могут иметь не привычную форму занятий физической подготовкой или факультативных занятий, а проводиться в виде самостоятельных занятий по индивидуальному плану с консультацией преподавателей.
Новое о педагогике:
Задачи ознакомления детей с произведениями изобразительного
искусства
Познание искусства невозможно без знания красоты конкретных качеств (цвет, форма, строение и др.). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства призвано содействовать всестороннему развитию личности ребенка, обогащению его духо ...
Средства, используемые при реализацииздоровьесберегающих технологий
Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств: 1) средства двигательной направленности; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы; 4) факторы становления ц ...