Для изучения свойств внимания использованы кольца Ландольта, корректурные пробы с геометрическими обозначениями, методика "Запомни и расставь точки".
Для изучения действия контроля и самоконтроля применялась экспериментальная методика, разработанная У.В. Ульяновой и ее сотрудниками (ГГПИ им. М. Горького).
Базой исследования являлся 2 "А" класс школы №70 VII типа для детей с ЗПР (второй год обучения по программе 1-4 кл).
Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР выявило своеобразие психологической базы речи, которое оказывает влияние на особенности речевого развития и низкий уровень контроля и самоконтроля.
Особенности контроля у детей с ЗПР обусловлены затруднениями при анализе, сравнении и обобщении свойств или признаков, что является необходимой мыслительной операцией при выполнении действия контроля. Но при этом необходимость в формировании его умения не уменьшается, а как свидетельствуют исследования А.Р.Лурия, возрастает при всей трудности процесса.
Количественная оценка уровня внимания, самоконтроля и их динамика в процессе деятельности детей с ЗПР и речевыми нарушениями представляет интерес как для анализа выраженности дефекта и его патогенетической природы, так и для динамической характеристики возрастного развития и эффективности коррекционного воздействия.
Речевая деятельность формируется в тесной связи с психикой ребенка (Л.С. Выгодский). Поэтому при анализе речевой патологии необходимо изучать не только структуру речевого дефекта, но и психические особенности ребенка. Это важно для правильной организации коррекционного обучения, которое должно быть направлено не только на корректирование языковых и речевых средств, но и на психические процессы, которые задействованы в формировании речи.
Новое о педагогике:
Основные направления словарной работы в начальной школе
Методика развития речи на лексическом уровне предусматривает четыре основные направления: 1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запас ...
Анализ пожароопасности на рабочем месте
Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в общегосударственном масштабе. Пожар – это горение вн ...