Факторы, ускоряющие и ограничивающие развитие утомления в условиях мышечной деятельности

Новое в образовании » Физиологические основы развития утомления » Факторы, ускоряющие и ограничивающие развитие утомления в условиях мышечной деятельности

Страница 1

Утомление возникает как следствие работы. Однако при неко­торых условиях динамическая мышечная работа может совер­шаться длительное время без признаков утомления. Такими условиями являются: оптимальный ритм и темп работы, опти­мальная величина нагрузки и полное расслабление мышц после каждого сокращения. «Для работы без устали, — писал И. М. Се­ченов, — необходимо совершенно определенное соотношение между факторами работы (частотой и силой движений, а также величиной преодолеваемых препятствий) и продолжительностью периодов покоя». При этих условиях различные сдвиги во время мышечных сокращений полностью компенсируются восстанови­тельными процессами во время фаз покоя, и работа протекает без признаков утомления. Примером такой действительно неуто­мимой деятельности скелетных мышц является ритмическая ра­бота дыхательной мускулатуры, совершающаяся непрерывно в те­чение всей жизни человека.

В спортивной практике в большинстве случаев встречаются виды мышечной деятельности, ритм, темп и напряженность кото­рых выходят за оптимальные пределы. При этом утомление (боль­шее или меньшее, раньше или позже) возникает неизбежно. Чередование работы и отдыха — необходимое условие совершенствования функ­циональных свойств организма.

Проблема отдыха, обоснование «активного отдыха». При пол­ном пассивном отдыхе утомление после совершенной работы по­степенно проходит.

Во время отдыха наиболее полно протекают все восстанови­тельные процессы в организме, в первую очередь в нервной системе, при этом работоспособность организма, сниженная в ре­зультате совершенной работы, постепенно возвращается к исход­ному уровню и через какое-то время даже повышается. Сочета­ние работы с отдыхом — важнейшее условие здоровья. Периоди­ческий полный пассивный отдых в виде ночного сна является обязательным и незаменимым для каждого человека. Полный отдых в большинстве случаев необходим после тяжелой (длитель­ной и напряженной) работы.

Однако является ложным мнение, что отдых всегда и во всех случаях должен состоять в абсолютном покое. Хорошо известно, что в ряде случаев так называемый активный отдых, т. е. не абсолют­ный покой, а отдых, в известной мере сопровождающийся движе­ниями, является более действенным видом отдыха (И. М. Сеченов).

Указание Сеченова на роль центростремительных импульсов в снижении утомления нервно-мышечной системы согласуется с современными предста­влениями о процессах индукции в центральной нервной системе, лежащих в основе реципрокной иннервации антагонистических мышц. Переключение работы с одних мышечных групп на другие представляет собой сущность активного отдыха и обеспечивает более длительное поддержание работоспособности как одних, так и других групп мышц.

Оказа­лось возможным увеличивать динамическую деятельность мышц с помощью одновременного статического напряжения антагони­стических мышц противоположной конечности. Так установлено, например, что работоспособность сгибателей правой руки увели­чивается, если одновременно происходит статическое напряжение разгибателей левой руки.

Практически доказанное положительное значение активного отдыха и серьезное научное обоснование его диктуют необходи­мость дальнейшей разработки и внедрения различных форм актив­ного отдыха не только в спорте, но и в быту, в производстве. Практика показывает, что в ряде случаев активный отдых является наиболее эффективным видом отдыха после профессио­нального труда. Важнейшее значение здесь имеет факт переклю­чения на такого рода деятельность, которая по своему характеру прямо противоположна основной профессиональной трудовой дея­тельности. Утомление, связанное с умственной работой и с профес­сиональным физическим трудом, успешно ликвидируется с по­мощью занятий физической культурой и спортом. Важную роль в восстановлении работоспособности в этом случае играет изме­нение характера высшей нервной деятельности в связи с переме­ной суммы действующих раздражителей. При этом существен­ное значение имеет и перемена внешней обстановки.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое о педагогике:

Материальная база: средства и инструменты
Средства и материалы необходимые для работы на занятиях. Для обеспечения работы на занятиях потребуются препараты для очищения кожи, увлажняющий крем, тени для век, тушь для ресниц, карандаш для бровей, губная помада, тональная пудра. К вы ...

Сущность методов воспитания и их классификация
Категория метода воспитания отражает двойственное предвосхищение: «Знаю, чего хочу получить, знаю как этого достичь.» Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru