Факторы, ускоряющие и ограничивающие развитие утомления в условиях мышечной деятельности

Новое в образовании » Физиологические основы развития утомления » Факторы, ускоряющие и ограничивающие развитие утомления в условиях мышечной деятельности

Страница 1

Утомление возникает как следствие работы. Однако при неко­торых условиях динамическая мышечная работа может совер­шаться длительное время без признаков утомления. Такими условиями являются: оптимальный ритм и темп работы, опти­мальная величина нагрузки и полное расслабление мышц после каждого сокращения. «Для работы без устали, — писал И. М. Се­ченов, — необходимо совершенно определенное соотношение между факторами работы (частотой и силой движений, а также величиной преодолеваемых препятствий) и продолжительностью периодов покоя». При этих условиях различные сдвиги во время мышечных сокращений полностью компенсируются восстанови­тельными процессами во время фаз покоя, и работа протекает без признаков утомления. Примером такой действительно неуто­мимой деятельности скелетных мышц является ритмическая ра­бота дыхательной мускулатуры, совершающаяся непрерывно в те­чение всей жизни человека.

В спортивной практике в большинстве случаев встречаются виды мышечной деятельности, ритм, темп и напряженность кото­рых выходят за оптимальные пределы. При этом утомление (боль­шее или меньшее, раньше или позже) возникает неизбежно. Чередование работы и отдыха — необходимое условие совершенствования функ­циональных свойств организма.

Проблема отдыха, обоснование «активного отдыха». При пол­ном пассивном отдыхе утомление после совершенной работы по­степенно проходит.

Во время отдыха наиболее полно протекают все восстанови­тельные процессы в организме, в первую очередь в нервной системе, при этом работоспособность организма, сниженная в ре­зультате совершенной работы, постепенно возвращается к исход­ному уровню и через какое-то время даже повышается. Сочета­ние работы с отдыхом — важнейшее условие здоровья. Периоди­ческий полный пассивный отдых в виде ночного сна является обязательным и незаменимым для каждого человека. Полный отдых в большинстве случаев необходим после тяжелой (длитель­ной и напряженной) работы.

Однако является ложным мнение, что отдых всегда и во всех случаях должен состоять в абсолютном покое. Хорошо известно, что в ряде случаев так называемый активный отдых, т. е. не абсолют­ный покой, а отдых, в известной мере сопровождающийся движе­ниями, является более действенным видом отдыха (И. М. Сеченов).

Указание Сеченова на роль центростремительных импульсов в снижении утомления нервно-мышечной системы согласуется с современными предста­влениями о процессах индукции в центральной нервной системе, лежащих в основе реципрокной иннервации антагонистических мышц. Переключение работы с одних мышечных групп на другие представляет собой сущность активного отдыха и обеспечивает более длительное поддержание работоспособности как одних, так и других групп мышц.

Оказа­лось возможным увеличивать динамическую деятельность мышц с помощью одновременного статического напряжения антагони­стических мышц противоположной конечности. Так установлено, например, что работоспособность сгибателей правой руки увели­чивается, если одновременно происходит статическое напряжение разгибателей левой руки.

Практически доказанное положительное значение активного отдыха и серьезное научное обоснование его диктуют необходи­мость дальнейшей разработки и внедрения различных форм актив­ного отдыха не только в спорте, но и в быту, в производстве. Практика показывает, что в ряде случаев активный отдых является наиболее эффективным видом отдыха после профессио­нального труда. Важнейшее значение здесь имеет факт переклю­чения на такого рода деятельность, которая по своему характеру прямо противоположна основной профессиональной трудовой дея­тельности. Утомление, связанное с умственной работой и с профес­сиональным физическим трудом, успешно ликвидируется с по­мощью занятий физической культурой и спортом. Важную роль в восстановлении работоспособности в этом случае играет изме­нение характера высшей нервной деятельности в связи с переме­ной суммы действующих раздражителей. При этом существен­ное значение имеет и перемена внешней обстановки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Формы и методы индивидуализации в обучении
Выше была показана необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся. Встает вопрос: как все это осуществить организационно? Для современного школьного обучения типично противоречие между фронтальным обучением учащихся в школе и пот ...

Воспитание и обучение у Восточных Славян
Воспитание у Восточных Славян соответствовало их общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания. В семье старшие учили младших тому, что наиболее достойное занятие человека - повседневный труд земледельца и что его первейшая об ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru