Воздействовать на работоспособность могут и неприятные вкусовые вещества (например, обладающий очень горьким вкусом хинин), но при этом стимулирующий эффект быстро переходит в свою противоположность.
Витамины представляют собой органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. Некоторые витамины имеют особое значение для мышечной деятельности, к ним, в первую очередь, относятся витамины В1 и С.
Витамин В1 (тиамин) играет важную роль в ферментативных превращениях углеводов (в соединении с пирофосфорной кислотой он входит в состав ферментной системы, вызывающей отщепление С02 от укорачивающейся молекулы углевода). Кроме того, он способствует передаче возбуждения с окончания двигательного нерва на мышцу. В последнее время получены также данные, указывающие на то, что тиамин содействует проявлению стимулирующего влияния симпатической иннервации на утомленную скелетную мышцу. Потребность организма в тиамине при напряженной или длительной мышечной деятельности повышается (до 3 мг в сутки). При этом следует учесть, что в организме не могут быть созданы резервы тиамина, следовательно, доставка последнего должна происходить непрерывно и особенно увеличиваться при усиленной мышечной работе.
Витамин С (аскорбиновая кислота), обладая сильными редуцирующими (восстанавливающими) свойствами, принимает участие в клеточных окислительно-восстановительных процессах. Кроме того, аскорбиновая кислота активизирует ферменты, расщепляющие белки; ее присутствие необходимо для нормального течения креатинового обмена. Аскорбиновая кислота предохраняет от окисления адреналин и тем самым повышает его активность в организме, что особенно важно при мышечной работе. Аскорбиновая кислота усиливает также действие гормона щитовидной железы — тироксина. Интенсивная мышечная деятельность, особенно работа при высокой температуре среды, требует значительного увеличения доставки аскорбиновой кислоты организму (до 200 мг при обычной суточной потребности в 50 мг).
При тренировке потребность организма в витаминах С и группы В повышена. Увеличенная доставка этих витаминов с пищей или в виде препаратов повышает мышечную работоспособность, уменьшает утомляемость. В целях стимуляции работоспособности полезно добавлять тиамин и аскорбиновую кислоту (витамины В1 и С) к питательным смесям, принимаемым во время интенсивной работы.
Фармакологические стимуляторы работоспособности. Люди с давних пор используют в качестве вкусовых веществ растения, содержащие алкалоиды группы кофеина. Такие общеупотребительные напитки, как кофе, чай и какао, будучи ароматичными и имея приятный вкус, в то же время благодаря содержанию кофеина оказывают бодрящее, возбуждающее влияние на организм. В кофейных бобах содержится 1,2% кофеина, в листьях чайного дерева — 2,0%, в орехах кола — 1,2%.
Кофеин, согласно работам Павлова и его сотрудников, повышает возбудимость коры головного мозга, усиливает возбудительный процесс в ней. Кофеин оказывает возбуждающее действие и непосредственно на скелетные мышцы, увеличивая силу сокращений и стимулируя их работоспособность при утомлении. Под влиянием кофеина увеличивается также сила сердечных сокращений и расширяются сосуды сердца, в связи с чем улучшается его кровоснабжение. Кофеин вызывает общее повышение обмена веществ и, в частности, повышение газообмена. Таким образом, воздействие кофеина на организм является положительным. Стимулирующее влияние кофеин оказывает на работоспособность как при мышечной деятельности, так и при различных видах умственной работы (отмечается улучшение восприятий, исчезновение вялости и сонливости).
Новое о педагогике:
Распределение темы на подтемы и отдельные занятия
Тема "Основы технического редактирования и оформление текста с помощью текстового процессора MS Word " изучается на протяжении 18 часов, то есть в течение 3 занятий производственного обучения. Распределение темы на подтемы и отде ...
Наиболее эффективные приемы формирования читательской компетенции и их
применение
Довольно сложно привлечь сегодняшнего школьника к чтению и изучению литературы. Однако, как показывает практика, его можно и нужно заинтересовать. Н.Ю. Русова отмечает, что урок литературы необходимо делать интегративным: желательно, чтобы ...