Факторы, ускоряющие и ограничивающие развитие утомления в условиях мышечной деятельности

Новое в образовании » Физиологические основы развития утомления » Факторы, ускоряющие и ограничивающие развитие утомления в условиях мышечной деятельности

Страница 3

Воздействовать на работоспособность могут и неприятные вку­совые вещества (например, обладающий очень горьким вкусом хинин), но при этом стимулирующий эффект быстро переходит в свою противоположность.

Витамины представляют собой органические вещества, необходимые для нормальной жизнедея­тельности организма. Некоторые витамины имеют особое значение для мышечной деятельности, к ним, в первую очередь, отно­сятся витамины В1 и С.

Витамин В1 (тиамин) играет важную роль в ферментатив­ных превращениях углеводов (в соединении с пирофосфорной кислотой он входит в состав ферментной системы, вызывающей от­щепление С02 от укорачивающейся молекулы углевода). Кроме того, он способствует передаче возбуждения с окончания двига­тельного нерва на мышцу. В последнее время получены также данные, указывающие на то, что тиамин содействует проявлению стимулирующего влияния симпатической иннервации на утомлен­ную скелетную мышцу. Потребность организма в тиамине при на­пряженной или длительной мышечной деятельности повышается (до 3 мг в сутки). При этом следует учесть, что в организме не могут быть созданы резервы тиамина, следовательно, доставка последнего должна происходить непрерывно и особенно увеличи­ваться при усиленной мышечной работе.

Витамин С (аскорбиновая кислота), обладая сильными ре­дуцирующими (восстанавливающими) свойствами, принимает участие в клеточных окислительно-восстановительных процессах. Кроме того, аскорбиновая кислота активизирует ферменты, рас­щепляющие белки; ее присутствие необходимо для нормального течения креатинового обмена. Аскорбиновая кислота предохра­няет от окисления адреналин и тем самым повышает его актив­ность в организме, что особенно важно при мышечной работе. Аскорбиновая кислота усиливает также действие гормона щито­видной железы — тироксина. Интенсивная мышечная деятель­ность, особенно работа при высокой температуре среды, требует значительного увеличения доставки аскорбиновой кислоты орга­низму (до 200 мг при обычной суточной потребности в 50 мг).

При тренировке потребность организма в витаминах С и группы В повышена. Увеличенная доставка этих витаминов с пи­щей или в виде препаратов повышает мышечную работоспособ­ность, уменьшает утомляемость. В целях стимуляции работоспо­собности полезно добавлять тиамин и аскорбиновую кислоту (ви­тамины В1 и С) к питательным смесям, принимаемым во время интенсивной работы.

Фармакологические стимуляторы работоспособности. Люди с давних пор используют в качестве вкусовых веществ растения, содержащие алкалоиды группы кофеина. Такие общеупотреби­тельные напитки, как кофе, чай и какао, будучи ароматичными и имея приятный вкус, в то же время благодаря содержанию ко­феина оказывают бодрящее, возбуждающее влияние на организм. В кофейных бобах содержится 1,2% кофеина, в листьях чайного дерева — 2,0%, в орехах кола — 1,2%.

Кофеин, согласно работам Павлова и его сотрудников, повы­шает возбудимость коры головного мозга, усиливает возбудительный процесс в ней. Кофеин оказывает возбуждающее действие и непосредственно на скелетные мышцы, увеличивая силу сокраще­ний и стимулируя их работоспособность при утомлении. Под влия­нием кофеина увеличивается также сила сердечных сокращений и расширяются сосуды сердца, в связи с чем улучшается его крово­снабжение. Кофеин вызывает общее повышение обмена веществ и, в частности, повышение газообмена. Таким образом, воздействие кофеина на организм является положительным. Сти­мулирующее влияние кофеин оказывает на работоспособность как при мышечной деятельности, так и при различных видах умствен­ной работы (отмечается улучшение восприятий, исчезновение вялости и сонливости).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Содержание методики исследования словоизменения существительных у дошкольников
В разработке методики констатирующего эксперимента основополагающим явилось современное понимание развития грамматического строя в норме. При составлении методики исследования словоизменения существительных мы опирались на методические раз ...

Проблема обоснования и обобщения знаний на основе использования историзма
Для того чтобы ученик усвоил новые знания, необходимо, чтобы он, прежде всего, проверил в их истинность, а для этого учитель должен обосновать новые сведения, убедить школьников в факте существования того или иного явления. В справедливост ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru