Факторы, ускоряющие и ограничивающие развитие утомления в условиях мышечной деятельности

Новое в образовании » Физиологические основы развития утомления » Факторы, ускоряющие и ограничивающие развитие утомления в условиях мышечной деятельности

Страница 5

Следует учесть, что 10—15% людей либо совсем не обнару­живают реакции на фенамин, либо дают даже отрицательную реакцию в виде понижения работоспособности, потливости, по­тери веса, головной боли, изнуряющей бессонницы, раздражи­тельности. В силу этого необходимо предварительное испытание лиц на действие стимулятора.

При­менение фенамина, кофеина и других фармакологических стиму­ляторов в обычной спортивной практике не может быть одобрено. Необходимо приучать спортсмена рассчитывать на качества, вы­рабатываемые тренировкой, а в эмоциональном возбуждении при спортивных занятиях и соревнованиях видеть естественное мощ­ное средство повышения жизненных сил.

Главным и основным средством повышения работоспособно­сти в спорте является тренировка, а самым эффективным сред­ством экстренного стимулирования работоспособности — есте­ственное эмоциональное возбуждение.

Процессы, лежащие в основе утомления, многооб­разны и сложны. Природа утомления до настоящего времени остается недостаточно изученной. Невозможно определенно указать, является ли состояние утомления следствием расходования каких-либо веществ или оно зависит от накопления продуктов обмена, от блокирования опре­деленных этапов распада и ресинтеза энергетически важных веществ, от изменения ритма протекающих процессов (интервала возбуждения), от развития нерв­ного торможения, от каких-либо определенных комби­наций всех этих явлений или других процессов. Одни исследователи считают, что процесс утомления развивается в самом периферическом деятельном органе, другие - локализуют этот процесс исключительно в центральной нервной системе, третьи - придают особое значение вегетативной нервной системе. Выска­зывается мнение, что утомление всего организма зависит от изменений в системе кровообращения, а также целый ряд других сообщений и предположений. Основными причинами, задерживающими развитие знаний о процессах утомления, яв­ляются: 1) отсутствие единого обще­го понимания этих процессов и 2) отсутствие метода, дающего возможность измерить степень отклонения функции утомленного органа от нормы.

Утомление – процесс, обусловленный временными изменениями состояния периферических рабочих систем, а в ряде случаев, в частности в спорте, - нарушениями относительной стабильности внутренней среды организма. Эти изменения, в свою очередь, поддерживают функциональные изменения в центральной нервной системе. Утомление выражается в появлении чувства уста­лости, снижении работоспособности, уменьшении мы­шечной силы, нарушении координации движений. Особенно выраженное утомление наступает после выполнения максимальных тренировочных и соревновательных нагрузок. В этом случае частая смена процессов возбуждения и торможения в нервных центрах даже хоро­шо тренированных лиц утомительна. В нервных клетках при такой деятельности быстро развива­ется охранительное торможение; сила возбудитель­ного процесса и подвижность нервных процессов при этом уменьшаются. Изменения в нервных центрах сопровожда­ются изменениями функционального состояния мышц, что еще больше ускоряет нарушение слаженной дея­тельности организма. Как следствие этого, работоспо­собность резко падает, и необходим определенный про­межуток времени (часто довольно продолжительный) для того, чтобы она полностью восстановилась.

В развитии утомления, особенно состояний пере­напряжения, перетренированности, переутомления, встречающихся довольно часто в спортивной практике, имеют место механизмы нарушения корковой нейродинамики. В частности, происходит разлад моторно-висцеральных интеграции (разрегули­рование функций) в результате воздействия неблаго­приятного внешнего фактора — чрезмерной мышечной нагрузки, превышающей функциональные возможнос­ти организма. Максимальная физическая нагрузка, выполненная на фоне утомления от предше­ствующей мышечной работы, приводит к своеобразной «сшибке» нервных процессов, что ведет к функциональному нарушению деятельности центральной нервной системы — неврозам. Именно эти глубокие сдвиги в нейродинамике на фоне утом­ления при форсированной работе и лежат в основе функциональных расстройств, выражающихся в раз­личных конкретных нарушениях регуляторных меха­низмов отдельных функций. Данное состояние может также наблюдаться после выполнения однократной чрезмерной физической нагрузки, превышающей воз­можности организма, у недостаточно тренированных спортсменов или на фоне сниженного функционально­го потенциала организма после перенесенного в неда­леком прошлом заболевания (тонзиллит, грипп, катары верхних дыхательных путей и т. п.), что также часто наблюдается в спортивной практике.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новое о педагогике:

Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях
В России ежегодно выявляются около 100 тыс. детей нуждающихся в опеке. Среди воспитанников школ-интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители. Чтобы р ...

Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требую ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru