Факторы, ускоряющие и ограничивающие развитие утомления в условиях мышечной деятельности

Новое в образовании » Физиологические основы развития утомления » Факторы, ускоряющие и ограничивающие развитие утомления в условиях мышечной деятельности

Страница 2

Значение эмоциональных факторов в борьбе с утомлением и усталостью. Регулирующие и трофические воздействия централь­ной нервной системы на все органы и ткани, в том числе на ске­летные мышцы и нервные центры, обусловливают повышение их функционального состояния и тем самым стимулирование работо­способности организма при утомлении. Влияния центральной нерв­ной системы через вегетативные нервы непрерывно участвуют в регуляции физиологических процессов во время работы. Однако стимулирующее значение этих влияний особенно ярко прояв­ляется в том случае, если работе предшествует или ее сопрово­ждает положительное эмоциональное возбуждение.

Известно, что эмоциональное возбуждение может понизить ощущение усталости, «снять» уже наступившее утомление, вызвать отчетливое повышение работоспособности. Эмоциональное состояние человека связано с возбуждением в первую очередь коры больших полушарий и подкорковых веге­тативных центров. Рефлекторно возникающие импульсы от коры больших полушарий и других отделов центральной нервной си­стемы обусловливают через вегетативные нервы мобилизацию функций организма, что сказывается в повышении работоспособ­ности. Влияния нервных центров на органы и ткани, осуществляе­мые через вегетативные нервы, подкрепляются действием гумо­ральных факторов — гормонов, выделяемых железами внутренней секреции, иннервируемыми также вегетативными нервами. Осо­бое значение здесь имеет гормон надпочечников — адреналин, а также как показали последние исследования, гормоны гипофиза и щитовидной железы.

Эмоциональное возбуждение, возникающее условнорефлекторным путем на спортивных занятиях или соревнованиях, может явиться естественным фактором борьбы с утомле­нием, естественным средством повышения работоспособности. Различные формы общественного поощрения, воодушевляющие призывы, одобрение товарищей — все это оказывает сильное воздействие на эмоциональную сферу спортсмена.

Но не всякое эмоциональное возбу­ждение способствует устранению явлений утомления и усталости. Эмоции отрицательного характера, связанные с угнетением функ­ций нервной системы, не только не устраняют, но в некоторых слу­чаях даже способствуют развитию утомления. Чрезмерно сильное эмоциональное возбуждение, способствуя снятию утомления в первый момент, в дальнейшем иногда также может сопрово­ждаться явлениями, характерными для сильного утомления.

Развитие утомления, несомненно, зависит от отношения к спортивным занятиям. Если по каким-либо причинам имеет место отрицательное отношение к мышечной работе, то в этом случае она, как правило, отличается большей утомляемостью.

Положительная трудовая установка обеспечивает наиболь­шую работоспособность, а также наиболее длительное поддержа­ние высокой работоспособности без чувства усталости.

Влияние на работоспособность некоторых пи­щевых веществ и витаминов.

Нормальное питание, т. е. снабжение организма всеми необходимыми органическими и неорганиче­скими веществами является важным условием под­держания работоспособности на высоком уровне. Недостаточное или неправильное питание может способствовать быстрому на­ступлению утомления и усталости во время работы.

Прием углеводов (сахара) снижает утомляемость при выпол­нении работы умеренной интенсивности и большой длительности. Принятием сахара на дистанции восполняются затраты углево­дов во время работы, при заблаговременном же приеме создается дополнительный резерв их в организме. Положительное влияние приема сахара непосредственно во время работы объясняется еще действием его как вкусового вещества.

Чистый сахар, а также конфеты, сладкие и кисло-сладкие фруктовые соки, шоколад и другие продукты приятного вкуса, даже в очень небольшом количестве, могут вызывать заметное — в большинстве случаев кратковременное — уменьшение чувства усталости и увеличение работоспособности. Механизм такого влияния вкусовых веществ заключается в рефлекторном воздей­ствии со слизистой оболочки полости рта на функциональное со­стояние центральной нервной системы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Понятие и воспитание культуры личности
Такие важнейшие понятия, как «культурный человек», «культура личности» на сегодняшний день, практически, не разработаны в научной литературе. Причина – в многообразии подходов к определению сущности понятия «культура». В зависимости от тог ...

Типология проектов
Выделяют следующие типологические признаки проектов: 1) доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный; 2) предметно-содержательная область: монопр ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru