Современное состояние и проблемы воспитательного процесса в УИС

Страница 2

Ни один из действующих законов, регламентирующих деятельность региональных властей, не дает оснований для привлечения их внимания и средств к решению многочисленных проблем пенитенциарных учреждений, имеющих федеральное подчинение, но находящихся на территории конкретных субъектов федерации. Отсутствие таких законов позволило самоустраниться от решения проблем колоний региональным властям всех уровней (за редким исключением в отдельных регионах). А без их понимания и поддержки, в том числе материальной, многим колониям решение значительной части задач остается не по силам.

Не в полной мере учитываются психологические особенности личности осужденных, особые условия их обучения, поскольку отсутствует практическая направленность учебно-воспитательного процесса на решение образовательных и воспитательных проблем именно пенитенциарной системы. В ходе реформирования российской системы образования проведены десятки различных экспериментов в разных регионах страны. Реформирование затронуло практически все направления образовательной деятельности, тем не менее, даже не обозначив никаких существующих проблем пенитенциарного образования и воспитания.

До настоящего времени не разработаны теоретически обоснованные учебные программы по основным учебным дисциплинам, способствующие ускоренному обучению осужденных, биологический возраст которых зачастую не соответствует уровню их образования. Эта проблема, хотя и обозначена в ведомственных изданиях, тем не менее, до настоящего времени никем не исследовалась, а, значит, и не решалась. Как не исследовалась и проблема создания образовательных стандартов по всем учебным дисциплинам для учебных заведений пенитенциарной системы с учетом особенностей контингента и особых условий обучения. Очевидно, этот пробел в педагогической науке вскоре все же найдет свое разрешение. При этом следует заметить, что данная проблема носит дискуссионный характер и может иметь разнонаправленные векторы решения, что делает её еще более актуальной для будущих исследователей.

Не сформированы до настоящего времени и пенитенциарные педагогические технологии, приемлемые для пенитенциарных учреждений. На необходимость технологизации всего исправительного процесса, иначе говоря, задачу выработки эффективных технологий, обеспечивающих процесс исправления осужденных, указывал в своих исследованиях профессор Ю.В. Гербеев, но реальных шагов в этом направлении предпринято практически не было. Формирование педагогических технологий в колониях должно проходить с учетом не только общих специфических условий и контингента, но и условий, особенностей и сложившихся традиций каждой отдельно взятой колонии. Потому создание универсальных пенитенциарных педагогических технологий, о чем говорится в исследованиях Ю.В. Гербеева, одинаково приемлемых для всех колоний, без учета особенностей социальной и культурной среды каждого конкретного региона, особенностей самих воспитательных колоний, в масштабах огромной страны, какой является Россия, вряд ли возможно. Возможен, скорее всего, лишь перенос отдельных элементов таких технологий в условия конкретного учреждения. И такую возможность, и целесообразность должен определять педагогический коллектив конкретного образовательного учреждения ИК, исходя из сложившейся специфики конкретной колонии и особенностей контингента воспитанников.

В колониях в настоящее время сосредоточена значительная часть сотрудников различных служб, включенных в общий педагогический процесс: начальники отрядов, воспитатели, инспекторы, оперативные работники, педагогические работники школы и профессионального училища, психологи, медицинские работники, администрация учреждения. Однако основная роль в педагогическом процессе принадлежит педагогам и сотрудникам психологической лаборатории. Педагогические кадры училищ и школ колоний и работники психологической службы на сегодняшний день являются наиболее образованными и подготовленным для решения стоящих перед пенитенциарными учреждением задач. В большинстве колоний педагогические коллективы составляют педагоги с высшим образованием, в то время, когда «процент лиц с высшим образованием среди среднего и старшего начсостава по УИС в целом составлял на 1 января 2003 г. всего 53,2 процента».

Коллектив ПУ № 88 работает над внедрением дифференцированного подхода к обучению. Опыт применения разноуровневых заданий в практическом обучении даёт хорошие результаты по профессиям, «Электросварщик ручной сварки», «Парикмахер», «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Основная цель практических работ - организация разноуровневой деятельности учащихся:

1 уровень – задание для обеспечения алгоритмической деятельности;

2 уровень – задание для обеспечения поисково-диагностической деятельности, при выполнении этого вида заданий теоретическая подготовка должна соответствовать второму уровню усвоения;

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое о педагогике:

Социальный педагог в центре социальной помощи семье и детям
Обязанности и права социального педагога: В своей профессиональной деятельности социальный педагог обязан: Руководствоваться Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, Положением и Правилами внутреннего рас ...

Системе ценностей современного образования
На основе категориального аппарата общей аксиологии складывается тезаурус педагогической аксиологии, суть которой определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Педагогически ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru