Развитие творческого потенциала школьника как психолого-педагогическая проблема

Новое в образовании » Условия, необходимые для развития творческого потенциала учащихся на уроках » Развитие творческого потенциала школьника как психолого-педагогическая проблема

Страница 1

Для характеристики предмета исследования необходимо определить сущность понятий «личность» и «творчество». Анализ литературы по данной проблеме позволил выявить следующие основные направления, характеризующие данные категории.

Понятие личности в различных науках имеет разный смысл. И это понятно: всякая наука рассматривает такой сложный феномен, как личность, в соответствии со своей областью исследований.

Психология исследует процессы психологической ориентировки и регуляции взаимодействия индивида с конкретными общественными и природными условиями его жизни, а также условия и закономерности развития психических компонентов, ориентирующих и регулирующих это взаимодействие.

Проблемой личности, её формирования и развития занимались многие ведущие российские и зарубежные психологи: А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, Л.И. Анцыферова, А.Р. Лурия, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и другие. А.Н. Леонтьев рассматривает личность как продукт общественной деятельности и как её внутреннее условие. По мысли А.Н. Леонтьева, человек вступает в историю (а ребенок в мир) как индивид с определенными природными свойствами, личностью же он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений.

С этим положением созвучны исследования С.Л. Рубинштейна, который писал так: «Человеческая личность в целом формируется через посредство своих отношений к другим людям. Лишь по мере того, как у меня устанавливаются человеческие отношения к другим людям, я сам формируюсь как человек». С.Л. Рубинштейн выдвинул методологический принцип, согласно которому личность /и психика/ проявляется и развивается в деятельности. Это положение стало центральным в психологии.

Фундаментальным трудом по психологии формирования личности является монография Л.И. Божович «Личность и её формирование в детском возрасте». В ней обобщён богатый опыт исследований по развитию личности в детском возрасте и дан анализ воззрений на психологию личности в зарубежной и отечественной науке.

Л.И. Божович считает, что «человек, являющийся личностью… обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью».

Рассмотрев в совокупности исследования последних лет, можно выделить существенные признаки, характеризующие индивида, как личность, которых мы придерживаемся в нашем исследовании:

Личность – это формируемый конкретными историческими условиями индивид. От степени причастности индивида к жизни общества зависит уровень развития личности, её социальная ценность.

Личность – это социально детерминированный индивид, поэтому всестороннее развитие личности возможно только в тех сообществах, где полное раскрытие способностей всех является основной целью совместной деятельности.

Человеческий индивид становится личностью, выступая как субъект труда, общения и познания, действуя активно и осознанно, творчески изменяя условия и себя самого.

Личность- это единство психических свойств, составляющих её индивидуальность. Без учета индивидуальных особенностей невозможно создание оптимальных условий для развития личности.

Итак, личность не сможет изменить задаваемые общественными потребностями и собственными целями природные и общественные условия и тем более создавать новые условия без наличия творческих способностей.

Рассмотрим сущность понятия «творчество». Это очень актуально в наши дни, так как престиж творчества во всем мире (особенно в США, в европейских странах) в последнее время сильно возрос. Революционизирование научной мысли, соединение науки и производства, беспрерывное обновление идей и технологий – всё это несет в себе творческое начало. Само слово «творчество», по данным контент-анализа, сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов в психологии, социологии, философии, даже в политологии.

Понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Творчество - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Корректировка губ
Идеальными считаются симметричные губы - уголки губ лежат на одной горизонтальной линии, расстояние от уголков до центра должно быть одинаковым. Прогиб верхней губы должен располагаться на вертикальной оси, проведенной по центру губ. Асимм ...

Методика исследования внимания и его свойств
Для изучения объема внимания используется методика "запомни и расставь точки" Для этого используется стимульный материал (). Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые складываются в стопку таким обра ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru