Развитие творческого потенциала школьника как психолого-педагогическая проблема

Новое в образовании » Условия, необходимые для развития творческого потенциала учащихся на уроках » Развитие творческого потенциала школьника как психолого-педагогическая проблема

Страница 1

Для характеристики предмета исследования необходимо определить сущность понятий «личность» и «творчество». Анализ литературы по данной проблеме позволил выявить следующие основные направления, характеризующие данные категории.

Понятие личности в различных науках имеет разный смысл. И это понятно: всякая наука рассматривает такой сложный феномен, как личность, в соответствии со своей областью исследований.

Психология исследует процессы психологической ориентировки и регуляции взаимодействия индивида с конкретными общественными и природными условиями его жизни, а также условия и закономерности развития психических компонентов, ориентирующих и регулирующих это взаимодействие.

Проблемой личности, её формирования и развития занимались многие ведущие российские и зарубежные психологи: А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, Л.И. Анцыферова, А.Р. Лурия, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и другие. А.Н. Леонтьев рассматривает личность как продукт общественной деятельности и как её внутреннее условие. По мысли А.Н. Леонтьева, человек вступает в историю (а ребенок в мир) как индивид с определенными природными свойствами, личностью же он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений.

С этим положением созвучны исследования С.Л. Рубинштейна, который писал так: «Человеческая личность в целом формируется через посредство своих отношений к другим людям. Лишь по мере того, как у меня устанавливаются человеческие отношения к другим людям, я сам формируюсь как человек». С.Л. Рубинштейн выдвинул методологический принцип, согласно которому личность /и психика/ проявляется и развивается в деятельности. Это положение стало центральным в психологии.

Фундаментальным трудом по психологии формирования личности является монография Л.И. Божович «Личность и её формирование в детском возрасте». В ней обобщён богатый опыт исследований по развитию личности в детском возрасте и дан анализ воззрений на психологию личности в зарубежной и отечественной науке.

Л.И. Божович считает, что «человек, являющийся личностью… обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью».

Рассмотрев в совокупности исследования последних лет, можно выделить существенные признаки, характеризующие индивида, как личность, которых мы придерживаемся в нашем исследовании:

Личность – это формируемый конкретными историческими условиями индивид. От степени причастности индивида к жизни общества зависит уровень развития личности, её социальная ценность.

Личность – это социально детерминированный индивид, поэтому всестороннее развитие личности возможно только в тех сообществах, где полное раскрытие способностей всех является основной целью совместной деятельности.

Человеческий индивид становится личностью, выступая как субъект труда, общения и познания, действуя активно и осознанно, творчески изменяя условия и себя самого.

Личность- это единство психических свойств, составляющих её индивидуальность. Без учета индивидуальных особенностей невозможно создание оптимальных условий для развития личности.

Итак, личность не сможет изменить задаваемые общественными потребностями и собственными целями природные и общественные условия и тем более создавать новые условия без наличия творческих способностей.

Рассмотрим сущность понятия «творчество». Это очень актуально в наши дни, так как престиж творчества во всем мире (особенно в США, в европейских странах) в последнее время сильно возрос. Революционизирование научной мысли, соединение науки и производства, беспрерывное обновление идей и технологий – всё это несет в себе творческое начало. Само слово «творчество», по данным контент-анализа, сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов в психологии, социологии, философии, даже в политологии.

Понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Творчество - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Общий и спортивный анамнез
Для выявления утомления и устранения причин его развития необходимо проводить общий и спортивный анамнез спортсмена. При состояниях чрезмерного утомления, прежде всего, обращают внимание на наличие и ха­рактер болевых ощущений в области се ...

Диагностика развития связной речи дошкольников
Связная речь в своей естественной форме трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношений между участниками общения. В педагогической практике целесообразно использовать учетно-проверочные занятия, н ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru