Развитие творческого потенциала школьника как психолого-педагогическая проблема

Новое в образовании » Условия, необходимые для развития творческого потенциала учащихся на уроках » Развитие творческого потенциала школьника как психолого-педагогическая проблема

Страница 2

В настоящее время в работах психологов и дидактов дан глубокий анализ творчества, как в широком смысле, так и творческой деятельности в учебном процессе. Эту проблему рассматривали: Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Я.А. Пономарев, Б.П. Никитин, И.П. Волков, А.Н. Лук, А. Ньюэлл, С. Шоу, Г.С. Саймон, Дж. Гилфорд, Э. Торранс и другие.

Хотя творчество существует столько же, сколько и само человечество, этот феномен последние пять столетий относили к изящным искусствам, приписывали только гению, чему-то необыкновенному. С уверенностью можно сказать, что в основе научной деятельности, как и любой другой, лежат те же творческие способности, что и в художественной (творческой). Творчество - это общечеловеческий феномен, который не возникает из ничего, основываясь на знаниях, на мужестве переживать новое.

Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как творческий механизм, обеспечивающий появление творчества.

Таким образом, творчество - как личностное качество, базируется на потенциальных возможностях каждого человека актуализации, не осознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся ко всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы. Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком.

Творчество - это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А.И. Леонтьев).

Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности.

Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследования. Так, концепция Л. С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на "комбинирующей способности мозга.

Отсюда продукты творческой деятельности выступают как кристаллизованное воображение.

Проблемами творчества занимался И.Я. Лернер, который охарактеризовал его как «процесс создания человеком объективно или субъективно качественно нового посредством специфических интеллектуальных процедур, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий»

Способность к творчеству нужно сопоставлять с интеллектом не как противоположность, а как дополнение и расширение существующих понятий интеллекта.

Творчество начинается с непредвзятого взгляда на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышления. Искусство должно организовывать, формировать, выявить, вскрыть закономерности возникновения тех или иных факторов действительной жизни и психологических типов, которые были бы характерны для данного исторического времени.

Структуру творчества можно определить как оптимальное развитие всех потенциальных возможностей индивидуальности школьника, которая определяется по трем основным направлениям: что хочет, что может и что есть в реальности.

Процесс творчества протекает в трех основных фазах - подготовительная, поисковая, исполнительная. Каждая из фаз обращена к разным психическим процессам и личностным образованиям, и имеет свой «продукт». Как об это говорилось выше, первая фаза связана с контактом, со средой и умением видеть «необходимости», «потребное будущее», ставить проблемы и темы, задаваться вопросами и выдвигать идеи. Вторая фаза связана с центральной мыслительной переработкой и поисков способов решения поставленной проблемы. Третья - с воплощением найденного решения в конкретный продукт.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Тестовый контроль и его проблемы в процессе обучения иностранному языку
Начиная с 70-х годов, в отечественной практике преподавания иностранных языков роль тестирования постоянно растет. Свидетельство этому — рост количества публикаций, защит диссертаций, проводимых семинаров по тестированию и т.п., а также бо ...

Мультиагентный подход к проектированию АОС
Мульти-Агентная Система (МАС) – это слабосвязанная сеть программно-информационных модулей, взаимодействующих между собой и решающих проблему, которая не может быть разрешена без индивидуальных возможностей и знаний каждого программно-инфор ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru