Творчество проявляется в успешном осуществлении всех трех фаз - умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решения и творчески воплощать их в конкретный продукт.
Творческие способности же, как личностная характеристика, проявляются главным образом в том, что человек творческое начало вкладывает во все виды деятельности. Творческий музыкант, например, может быть одновременно и столь же творческим исследователем, организатором, педагогом. Творческая личность проявляет творчество во всем - в одежде, в приготовлении пищи, организации отдыха, во взглядах на мир, в постоянном стремлении к самосовершенствованию и совершенствованию окружающей среды.
Для формирования данного качества необходимо, прежде всего, знать механизмы включения, процесса протекания и условия, необходимые для реализации творческого потенциала человека как обще личностного качества.
Проблема мотивации также принадлежит к личностному аспекту исследования творчества. Почему индивид является творческой личностью? Одни исследователи говорят о врожденном стремлении к созиданию, творчеству, другие - о неудовлетворенных сублимированных потребностях, желании общаться с окружающим миром, интеллектуальном стремлении, любопытстве, стремлении к новому, к порядку. Вероятней всего, что внутренняя мотивация, побудительная сила, стоящая за каждым творческим устремлением - это радость, удовлетворение и вызов в самом процессе, в актуализации личных способностей. Внешняя мотивация, то есть через вознаграждение извне, хотя и ведет к определенным успехам, но быстро иссякает, если отсутствует внутренняя мотивация.
Исследования среди школьников показывают, что достижения при решении творческих задач оказывались хуже, если они были мотивированы только внешне, через вознаграждение.
Оказавшись в ситуации поощрения их собственных мнений, школьники охотно высказывают свои суждения - стремятся выразить себя, стремятся к собственным результатам, часто намеренно отчуждаясь от мнения других учеников. Они учатся задавать вопросы об изучаемом объекте, практически всегда могут выдвинуть собственную версию ответа.
Говоря о мотивационной готовности школьников к развитию творческих способностей, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка, безусловно, должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.
Положения, способствующие развитию творческих способностей школьников:
1. уровень развития способности целепологания ученика включается в обязательные стандарты, подлежащие контролю и оцениванию. Индивидуальное целепологание учащихся и соответствующая их деятельность в изучаемых областях занимает не менее 20% общего объема.
2. к обязательным видам деятельности, планируемым и контролируемым учителем, относится: творческие, когнитивные и методологические.
3. оптимальными требованиями объема творческой деятельности и продукции ребенка являются следующие:
а) объектами творческой деятельности ученика выступают дополнительные образовательные объекты;
б) объем личного творчества ученика должен составлять не менее 20% 25%.
4. внутренняя образовательная деятельность и продукция ученика отличается от предлагаемого ему стандарта.
Опыт показывает, что самостоятельно добываемые учениками знания усваиваются лучше. Собственное творчество детей помогает прочнее запоминать культурно-исторические сведения. Легче решаются проблемы мотивации, делать что-то самому интересней, чем заучивать то, что предлагается со стороны.
При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Основное требование к деятельности, развивающей способности - творческий характер деятельности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Ученые-психологи, исследуя природу творчества, предлагают называть творческими те способности, которые соответствуют творческой деятельности.
Новое о педагогике:
Стадии работы при аудировании текста, их подготовка и организация
Аудирование как процесс смыслового восприятия характеризуется тремя уровнями: повелительным, формирующим и реализующим. Содержанием повелительного уровня выступает возникновение обстоятельственной и пусковой аферентации на основе контекстн ...
Методические принципы организации и проведения ролевых игр
Структурная схема, предложенная ниже, является условным алгоритмом разработки и проведения и анализа ролевых игр. Естественно, не все пункты приведённой схемы обязательны для применения, однако, авторы данной работы, опираясь на личный опы ...