Нет эстетического познания вне эстетической чувственной предметной деятельности. Процесс формирования художественного образа есть способ чувствовать, осознавать и творить прекрасные произведения. Сила воображения у художника выступает как дар действительного исполнения. Художественный образ не копирует действительность и не иллюстрирует общие идеи; в творческой практике художник «удваивает себя действенно, действительно, духовно», то есть создает в предметно-чувственной форме образа новую эстетическую реальность и возбуждает в нас эстетические переживания.
Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру учебно - воспитательного процесса в целом, ибо создается надежная система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, появляется гордость за себя и проч.).
Ситуация совместной продуктивно – творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и детского объединения выступает смысловой и конструктивной единицей инновационного характера. Продуктивность означает, что человек сам себя ощущает в качестве преобразователя своих сил, своей социализации, духовного, культурного, профессионального самоопределения и в качестве действующей силы позитивных преобразований общества.
Установка на красивое в результатах любой деятельности: в создании поделки, картины, украшения, вышивки, в танце, в костюме, в спортивных достижениях, - формируется в процессе совместного творчества. При этом значимы многообразные поощрения для усиления публичного признания достижений, создания позитивного эмоционального настроя, самочувствия победителя.
Образовательный процесс в УДОД предполагает не только специфическое осмысление высшего мира, но и субъективного процесса осмысления и передвижения своего внутреннего мира и взаимодействие человека с миром внешним, что способствует развитию духовных и эстетических потребностей личности ребенка.
Специфика образовательного процесса в системе дополнительного образования проявляется при выборе форм и методов достижения результата. Горский В.А. в своих работах подчеркивает, что в УДОД «накоплены оригинальные образовательные технологии выявления и развития различных видов одаренности детей, например: общая интеллектуальная; конкретно-предметная или конструктивно-продуктивная, художественная; организационная, одаренность к лидерству».
Эмоционально-чувственная социализация детей и происходит в художественно-эстетической деятельности. Педагогическая поддержка самоопределения и самореализации современных девочек и мальчиков в процессе художественно-эстетической деятельности в условиях школы и УДО является предметом изучения ученых-исследователей (О.Газмана, Р.А.Литвак, С.В.Сальцевой и др.) Со стороны педагога необходима активизация эмоционально-чувственной сферы (восприятия, воображения, образного мышления); усиление мотивации к действиям, поощрение творческой активности. Для выполнения данных задач хорошо подходят методы «погружения», актуализации новизны, снятия напряжения радостью, коллективное творчество, метод перспектив, поощрение инициативности.
Таким образом, изучение теории и практической деятельности педагогов дополнительного образования позволяет сделать вывод о том, что оказание социально-педагогической поддержки школьникам в учреждении дополнительного образования требует развития профессионализма педагогов в направлениях освоения социально-педагогических знаний и вооружения инновационными технологиями художественно-эстетической деятельности, активизирующих продуктивное воображение, эмоционально-чувственную и волевую сферу личности. Таковыми являются технологии полихудожественного развития личности школьников. Формами педагогической поддержки самих педагогов дополнительного образования выступают проблемные лекции, семинары-практикумы по изучению инновационных технологий, мастер-классы передовиков педагогического опыта, системная работа методических объединений, научно-методические консультации, курсы повышения квалификации, в целом.
Новое о педагогике:
Психолого-лингвистические особенности аудирования
Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. С точки зрения психофизиологии аудирование трактуется как перцептивная умственная мнемическая деятельность. Перцептивная потому, что осуществляется восприятие (рецепция). Умственная ...
Познавательный интерес младших школьников
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения является интерес. Интерес (от лат. «имеет значение, важно») – реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как форму проявления познавательных ...