Формирование контроля в процессе коррекции звукопроизношения

Страница 2

необычность, новизна предметов и явлений;

чередование напряжения и расслабления;

эмоциональная насыщенность урока, большой объем образного материала;

разнообразие содержания и видов деятельности;

необходимо постоянное управление вниманием.

Любой урок, начиная с определения его целей и задач, организует внимание в нужном направлении. Задачи должны быть сформулированы ясно, четко, без лишних слов. Дети с ЗПР испытывают особые трудности в восприятии задания на слух. Для активизации слухового и зрительного анализаторов, активизации мыслительной деятельности и увеличения объема внимания В.Я. Салахова предлагает ввести игру "Старт".

Дети фиксируют свой взгляд на слове "старт", а затем по команде логопеда перемещают его на несколько клеток в заданном направлении. Вначале логопед помогает указкой, а затем дети выполняют такое "путешествие" самостоятельно, порой исправляя "ошибку" взрослого. В результате задействования эмоциональной сферы дети свободно и за короткий срок освобождаются от нерешительности, учатся ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, совершенствуют артикуляционную моторику, в игровой форме усваивают значения предлогов над, под, между, и т.д., но самое главное - учатся внимательно слушать словесную инструкцию и контролировать ответы других детей. Параллельно можно осуществлять работу по формированию связного высказывания.

На других этапах коррекции звукопроизношения (постановка звука, автоматизация, дифференциация) для воспитания переключения внимания эта игра применяется с усложнением: при движении по заданному маршруту необходимо остановиться на картинке, название которой или содержит заданный звук, или заданное количество слогов, или отвечает на вопрос кто? или что? и т.д

Работа по совершенствованию и коррекции произносительной стороны речи начинается с уточнения артикуляции сохранных звуков и должна проводиться в определенной последовательности:

Формирование артикуляторных умений. постановка звуков осуществляется на базе подготовительных упражнений, которые подбираются в соответствии с артикуляцией корректируемого звука. Обязательные условия обучения правильной артикуляции являются:

а) показ, называние и рассказ о том, в каком положении находятся органы речи при произношении изучаемого звука;

Сначала по образцу (фотографии), затем дети находят эти органы у себя и запоминают их названия.

б) опора на различные анализаторы (зрительный, слуховой, кожный);

в) использование зеркала, благодаря которому ребенок может видеть положение своих органов речи и, сравнив его с положением речевых органов логопеда, контролировать свое произношение.

Воспитание кинестетических представлений.

Цель: научить ребенка наблюдать за положением органов речи, сосредотачивать внимание на основных моментах артикуляции, сравнивать, находить общее и особенное в работе органов речи при произношении разных звуков, ощущать отдельные моменты артикуляции, управлять органами речи и контролировать их работу. Опора на образец артикуляции логопеда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое о педагогике:

Концепция поэтапного обучения физике
Рассмотренные мировоззренческие принципы формирования физических понятий, излагаемых в контексте мировой культуры, заставляет учащихся с интересом и заинтересованностью включаться в процесс обучения, превращающегося в путешествие в мир при ...

Анализ содержания обучения школьников в программах образовательной области «Технология»
Традиционный подход в проектировании содержания образования не обеспечивает в полной мере развития личности. Достижение личностной ориентированности затруднено существующими принципами формирования учебных планов и программ, определяющих с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru