Формирование кинестетических представлений начинается с ознакомления с названиями органов артикуляции:
губы
зубы (нижние, верхние)
язык (кончик, спинка, корень, боковые края)
Детей следует упражнять в назывании и показывания органов артикуляции на основе словесной инструкции и тактильного ощущения от прикосновения к ним посторонним предметом (зондом). Ребенок показывает на муляже нужный орган артикуляции, на профиле артикуляции, рисунке. После того, как дети научились называть и показывать органы речи, можно познакомить их со способом и местом образования звука. При этом необходимо опираться на все сохранные анализаторы - слуховой, зрительный, осязательный, тактильно-вибрационный, выработать их тесное взаимодействие. Ребенок получает знание приемов контроля, формирует умение контролировать свое произношение и переводит эти умения в навык, так контроль становится привычным для него.
При воспитании правильного звукопроизношения для концентрации внимания В.Я. Салахова предлагает применять таблицы, схемы, алгоритмы. Дети по схеме-алгоритму дают характеристику звука: анализируют его артикуляционный уклад, участие голоса, характер выдыхаемой воздушной струи. Пособие схема содержит небольшое количество деталей, не отвлекает внимание, что особенно важно для детей с ЗПР. Дополнительные комментарии сопровождают анализ звука, облегчают объединение отдельных элементов материала в интегральный образ. По ходу анализа дети следят за его проведением с помощью указки или пальчиком по схеме. Это необходимо для управления вниманием, сосредоточенности на нужном моменте характеристики. Предложенная схема-алгоритм помогает дифференцировать понятия гласный-согласный, твердый - мягкий, звонкий - глухой.
3. Соотнесение артикуляционного образа звука с акустическим. Формирование артикуляции - только одно из условий, необходимых для правильного произнесения звука: "Слушание звука и "видение" правильной артикуляции его - начало активного развития у детей собственных произносительных навыков". Ребенок должен научиться осуществлять слуховой самоконтроль и оценивать качество звуков собственной речи, отличать нормированное произнесение от ненормированного. Сформировав артикуляцию, следует дать ребенку возможность послушать звучание отрабатываемого звука при изолированном его произнесении, в словах, предложениях, текстах.
Формирование умений и навыков опознавания (узнавания) и различения фонем.
Детей надо учить слышать изучаемый звук изолированно, в слогах, словах. При этом слова следует подбирать таким образом, чтобы корректируемый звук стоял в различных фонетических позициях: в начале, в середине, в конце. Так как дети с ЗПР легко могут услышать звук в начале слова, но с трудом в конце и середине слова, если еще звук стоит в сочетании согласных звуков.
На первом этапе ребенка учат слышать звук в чужой речи (услышать звуки часто встречающиеся в тексте, в ряду звуков, сначала отдаленных по артикуляционным и акустическим характеристикам, а затем близким, в слогах, в словах, в текстах).
Новое о педагогике:
Особенности и классификация самостоятельной работы учеников
из химии
Самостоятельная работа учеников на уроках проводится по специальному заданию. От цели, содержания, формы задания зависит характер деятельности школьников. Организовывая самостоятельную работу, учитель ставит разную цель учебы, развития и в ...
Воспитание ловкости
Ловкость-это комплекс свойств организма, определяющих возможность быстро и правильно решать двигательные задачи, особенно те, которые возникают неожиданно и требуют немедленного решения. Сюда входит способность к быстрому освоению новых дв ...