По мере развития и закрепления умения последовательно выделять звуки из слова предлагаем заменить фишки, обозначающие гласные звуки, соответствующими печатными буквами (а, о, у, ы, и). Так как на практике дети чаще пропускают именно их в словах, т.е. предупреждаем ошибки и подготавливаем к обучению чтению, так как они приобретают навык ориентироваться на гласную. Помочь "увидеть" этот звук, определить его место в слове помогает звуковая линейка, а так же разрезная азбука.
Первоначально формирование фонематического анализа рекомендуется на материале закрытых слогов, т.к. закрытые слоги (-ак, -ам, -ас) менее сливаются в произношении, чем открытые (ка, - ма, - са), поэтому они легче расчленяются на составляющие их звуки. Затем на материале открытых слогов, слов и предложений.
Алгоритм фонематического анализа предложения:
определение количества и последовательности слов в предложении, называние слов по порядку и вразбивку;
выделение и называние слов с изучаемым звуком, указание их места в предложении;
деление слов на слоги, выделение и называние ударного слога и слогов с изучаемым звуком;
анализ состава слогов с отрабатываемым звуком, определение количества и последовательности звуков в слове;
выделение изучаемого звука из состава слога;
соотнесение выделенного звука с артикуляцией и соответствующей буквой.
Учащиеся постепенно научатся самостоятельно составлять схему, проверяют по ней качество работы по ходу ее выполнения, формируя навыки самоконтроля.
Целесообразно предлагать детям доказывать в развернутой и последовательной форме правильность выполненных ими действий. Следует добиваться того, чтобы учащиеся умели находить ошибки на только в своих работах, но и в работах своих товарищей. На уроках нужно отводить специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания.
Прежде чем перейти к диктантам, следует поупражнять детей в письме по следующей схеме:
- сосчитать, сколько в предложении слов, и поставить столько же черточек;
разделить слова на слоги и поставить столько же черточек;
сосчитать, сколько в слове звуков, и поставить столько же точек.
Письмо по схеме подводит детей к сознательному письму диктантов и проверке записи.
Во всех видах письменных работ (письмо по схеме, диктант, списывание, письмо по картине), благодаря такой методике, идет поэтапное формирование действий контроля.
Наряду с дисграфическими ошибками в письменных работах детей с ЗПР много дизорфографических ошибок. Дети наизусть знают правила, а применять их не умеют. По предупреждению дизорфографий должна быть организована специальная работа.
В этой работе можно выделить три этапа:
1. Подготовительная работа по развитию орфографической зоркости, нахождение "ошибкоопасных" мест.
2. Нахождение орфограмм в предложенных заданиях.
3. Применение правил.
Для развития орфографической зоркости дети читают специально подобранные тексты и выделяют слова, написание которых не соответствует произношению: подчеркнуть безударные гласные, выписать слова, в написании которых надо сомневаться, найти "сомнительные" гласные. При выполнении таких заданий вырабатывается систематическая потребность в контроле и идет его поэтапное формирование. Учащиеся оказываются подготовленными к осмыслению орфографического правила. Они осознанно начинают обращаться к правилам, чтобы определить, какую букву надо вставить.
Новое о педагогике:
Личность Л.Н. Толстого
Сознательная жизнь Толстого – если считать, что она началась с 18 лет – подразделяется на две равные половины по 32 года, из которых вторая отличается от первой как день от ночи. Речь идет об изменении, которое является одновременно духовн ...
Расчет
времени на производственное обучение
Розподіл часу на виробниче навчання по місяцях за 2013- 2014 навчальний рік № п/п Місяці навчання Час на виробниче навчання Примітка В днях В годинах 1. 2. 3. Березень Квітень Травень 9 8 9 54 48 54 Виробниче навчання в лабораторії починає ...