Формирование контроля в процессе коррекции звукопроизношения

Страница 6

По мере развития и закрепления умения последовательно выделять звуки из слова предлагаем заменить фишки, обозначающие гласные звуки, соответствующими печатными буквами (а, о, у, ы, и). Так как на практике дети чаще пропускают именно их в словах, т.е. предупреждаем ошибки и подготавливаем к обучению чтению, так как они приобретают навык ориентироваться на гласную. Помочь "увидеть" этот звук, определить его место в слове помогает звуковая линейка, а так же разрезная азбука.

Первоначально формирование фонематического анализа рекомендуется на материале закрытых слогов, т.к. закрытые слоги (-ак, -ам, -ас) менее сливаются в произношении, чем открытые (ка, - ма, - са), поэтому они легче расчленяются на составляющие их звуки. Затем на материале открытых слогов, слов и предложений.

Алгоритм фонематического анализа предложения:

определение количества и последовательности слов в предложении, называние слов по порядку и вразбивку;

выделение и называние слов с изучаемым звуком, указание их места в предложении;

деление слов на слоги, выделение и называние ударного слога и слогов с изучаемым звуком;

анализ состава слогов с отрабатываемым звуком, определение количества и последовательности звуков в слове;

выделение изучаемого звука из состава слога;

соотнесение выделенного звука с артикуляцией и соответствующей буквой.

Учащиеся постепенно научатся самостоятельно составлять схему, проверяют по ней качество работы по ходу ее выполнения, формируя навыки самоконтроля.

Целесообразно предлагать детям доказывать в развернутой и последовательной форме правильность выполненных ими действий. Следует добиваться того, чтобы учащиеся умели находить ошибки на только в своих работах, но и в работах своих товарищей. На уроках нужно отводить специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания.

Прежде чем перейти к диктантам, следует поупражнять детей в письме по следующей схеме:

- сосчитать, сколько в предложении слов, и поставить столько же черточек;

разделить слова на слоги и поставить столько же черточек;

сосчитать, сколько в слове звуков, и поставить столько же точек.

Письмо по схеме подводит детей к сознательному письму диктантов и проверке записи.

Во всех видах письменных работ (письмо по схеме, диктант, списывание, письмо по картине), благодаря такой методике, идет поэтапное формирование действий контроля.

Наряду с дисграфическими ошибками в письменных работах детей с ЗПР много дизорфографических ошибок. Дети наизусть знают правила, а применять их не умеют. По предупреждению дизорфографий должна быть организована специальная работа.

В этой работе можно выделить три этапа:

1. Подготовительная работа по развитию орфографической зоркости, нахождение "ошибкоопасных" мест.

2. Нахождение орфограмм в предложенных заданиях.

3. Применение правил.

Для развития орфографической зоркости дети читают специально подобранные тексты и выделяют слова, написание которых не соответствует произношению: подчеркнуть безударные гласные, выписать слова, в написании которых надо сомневаться, найти "сомнительные" гласные. При выполнении таких заданий вырабатывается систематическая потребность в контроле и идет его поэтапное формирование. Учащиеся оказываются подготовленными к осмыслению орфографического правила. Они осознанно начинают обращаться к правилам, чтобы определить, какую букву надо вставить.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новое о педагогике:

Описание механизма проведения занятий по страноведению с использованием аутентичных видеоматериалов
Основной целью обучения английскому языку является формирование коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме, а также учащиеся должны осознавать явления действительности, происходящие в англо-говорящих ст ...

Характеристика учительства как профессиональной группы
Вопрос о роли личности учителя в педагогическом процессе всегда являлся одним из самых актуальных. Обозначившееся еще со времен Сократа в сфере философской мысли внимание к человеку, его личностному бытию никогда не ослабевало, а, напротив ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru