Для более полного, эффективного и успешного изучения правил орфографии, их представляют в виде алгоритма. Желательно, чтобы дети сами участвовали в процессе его составления.
Ниже приводится образец действия при выполнении задания для алгоритма:
"Правописание гласных ы, и после ц"
Определить в какой части слова находится гласный (в суффиксе, окончании) (в корне) а также в словах на ция написать ы написать и
Алгоритм
"Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне"
Выделить корень в слове
v
Подобрать родственное слово (форму слова), где бы согласный находился перед гласным или буквами в, л, м, н, р
v v
Можно подобрать Нельзя подобрать
v v
Написать согласный Обратиться к словарю который слышится
Письмо с опорой на правило требует ряд мыслительных операций, навык грамотного письма, может образован только на основе сознательной деятельности. В результате многочисленных упражнений мыслительные операции убыстряются, умения автоматизируются, превращаются в навык. Но большое значение для воспитания орфографической грамотности имеет достаточно устойчивый навык самоконтроля. А это требует от учащихся следующих умений:
видеть орфографическую трудность в слове;
соотносить зрительную орфограмму с правилом;
быстро производить нужные мыслительные операции;
проговаривать по слогам;
читать после записи.
Проговаривание вслух умственно производимых действий, дает возможность педагогу контролировать на начальных этапах мыслительные процессы, предупреждать ошибки.
Вся предшествующая работа по развитию у учащихся умения объяснять орфограмму, выделять о осознавать ее в тексте подготовила детей к возможности осуществлять самоконтроль в процессе письма.
Добиться того, чтобы дети стремились понять причину допущенных ошибок и желали улучшить свои результаты, можно лишь на интересном для учащихся материале. У детей данной категории "сильные" стороны внимания проявляются при выполнении доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной, доброжелательной обстановке. Это и потребовало разработать и применять для обучения занимательные виды работ и разнообразные методы и приемы.
Процесс письма включает большое количество операций: каждое предложение разбивается на составляющие его слова, осуществляется сложнейший анализ звуковой структуры слова, соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы. Для точного различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Затем следует моторная операция письма – воспроизведение с помощью руки зрительного образа буквы, одновременно осуществляется кинестетический контроль, который подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.
При написании предложений и текстов под диктовку полезно применять проверку с помощью карандаша, выделяя границы предложения, подчеркиванием начало (большую букву) и обводим точку, конец предложения. Затем каждое слово: выделяем слоги-слияния и звуки вне слияния, причем лучше, если эта проверка осуществляется с последнего слова предложения, тогда ребенок не читает текст автоматически, по памяти. Текст после проверки будет выглядеть так:
Новое о педагогике:
Методика воспитательной работы А.С. Макаренко
Антон Семенович Макаренко – выдающийся советский педагог, живший и работавший в начале ХХ века, и разработавший свою, довольно уникальную, методику воспитательной работы. Понять и глубоко осмыслить опыт и идеи А.С. Макаренко можно лишь на ...
Наиболее эффективные приемы формирования читательской компетенции и их
применение
Довольно сложно привлечь сегодняшнего школьника к чтению и изучению литературы. Однако, как показывает практика, его можно и нужно заинтересовать. Н.Ю. Русова отмечает, что урок литературы необходимо делать интегративным: желательно, чтобы ...