Формирование контроля в процессе коррекции звукопроизношения

Страница 7

Для более полного, эффективного и успешного изучения правил орфографии, их представляют в виде алгоритма. Желательно, чтобы дети сами участвовали в процессе его составления.

Ниже приводится образец действия при выполнении задания для алгоритма:

"Правописание гласных ы, и после ц"

Определить в какой части слова находится гласный (в суффиксе, окончании) (в корне) а также в словах на ция написать ы написать и

Алгоритм

"Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне"

Выделить корень в слове

v

Подобрать родственное слово (форму слова), где бы согласный находился перед гласным или буквами в, л, м, н, р

v v

Можно подобрать Нельзя подобрать

v v

Написать согласный Обратиться к словарю который слышится

Письмо с опорой на правило требует ряд мыслительных операций, навык грамотного письма, может образован только на основе сознательной деятельности. В результате многочисленных упражнений мыслительные операции убыстряются, умения автоматизируются, превращаются в навык. Но большое значение для воспитания орфографической грамотности имеет достаточно устойчивый навык самоконтроля. А это требует от учащихся следующих умений:

видеть орфографическую трудность в слове;

соотносить зрительную орфограмму с правилом;

быстро производить нужные мыслительные операции;

проговаривать по слогам;

читать после записи.

Проговаривание вслух умственно производимых действий, дает возможность педагогу контролировать на начальных этапах мыслительные процессы, предупреждать ошибки.

Вся предшествующая работа по развитию у учащихся умения объяснять орфограмму, выделять о осознавать ее в тексте подготовила детей к возможности осуществлять самоконтроль в процессе письма.

Добиться того, чтобы дети стремились понять причину допущенных ошибок и желали улучшить свои результаты, можно лишь на интересном для учащихся материале. У детей данной категории "сильные" стороны внимания проявляются при выполнении доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной, доброжелательной обстановке. Это и потребовало разработать и применять для обучения занимательные виды работ и разнообразные методы и приемы.

Процесс письма включает большое количество операций: каждое предложение разбивается на составляющие его слова, осуществляется сложнейший анализ звуковой структуры слова, соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы. Для точного различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Затем следует моторная операция письма – воспроизведение с помощью руки зрительного образа буквы, одновременно осуществляется кинестетический контроль, который подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.

При написании предложений и текстов под диктовку полезно применять проверку с помощью карандаша, выделяя границы предложения, подчеркиванием начало (большую букву) и обводим точку, конец предложения. Затем каждое слово: выделяем слоги-слияния и звуки вне слияния, причем лучше, если эта проверка осуществляется с последнего слова предложения, тогда ребенок не читает текст автоматически, по памяти. Текст после проверки будет выглядеть так:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новое о педагогике:

Причины не совершенствования речевого этикета
Восхищаясь теми чудесными методами, при помощи которых ребёнок овладевает родным языком, не забываем ли мы, взрослые, призваны обучать его правильной речи? Не отказываемся ли мы от роли его воспитателей? Никто не отнял права восхищаться сл ...

Анализ типов характера в творчестве Л. Улицкой на школьных уроках литературы
Для решения центрального вопроса анализа типов характера в творчестве Л.Улицкой на уроках литературы обычно избирается проблемный подход. При этом под характером понимается «совокупность психических свойств, из которых складывается личност ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru