отказывались от ответа, говорили, что "не знают" (16 случаев);
заменяли словоизменение словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, при этом опуская предлог Примеры: "над деревками" вместо "над деревьями";
устраняли наращивание, игнорируя j. Примеры: "над деревами", "над деревьями";
пропускали предлоги. Примеры: "дорогами";
заменяли требуемый предлог другим, словом или предлогом. Примеры: "по дорогами" вместо "над дорогами"; "под реками" вместо "над реками";
осуществляли лексическую замену. Примеры: "над водами"вместо "над реками".
Полученные данные представлены в Таблице 15, 17.
При выполнении этого задания дети из контрольной группы допускали гораздо меньше аналогичных ошибок. Отказов от ответа было значительно меньше (3 отказа). У 4 детей из контрольной группы данный процесс находится на высоком уровне и 6 - среднем уровне. Эти испытуемые набрали в среднем 0,7 балла, что соответствует среднему уровню. Полученные данные представлены в Таблице 15,16.
В пятом задании, направленном на исследование употребления существительных в предложном падеже множественного числа, стало известно, что: у 1 ребёнка из экспериментальной группы данный процесс находится на среднем уровне и 1 - низком, 8 - на очень низком. Эти испытуемые набрали в среднем 0,3 балла, что соответствует очень низкому уровню. Полученные данные представлены в Таблице 15,17.
Дети из экспериментальной группы допускали следующие ошибки:
заменяли форму множественного числа формой единственного числа, при этом заменяли предлог. Примеры: "на крышу" вместо "над крышах", "на проводе" вместо "на проводах";
отказывались от ответа, говорили, что "не знают" (12 случаев);
заменяли словоизменение словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, при этом иногда опуская предлог. Примеры: "кустиках" вместо "на кустах", "на дорожках" вместо "на дорогах";
устраняли наращивание, игнорируя j. Примеры: "на деревах", "на деревьях";
пропускали предлоги. Примеры: "проводе", "крыше", "дорогах";
заменяли требуемый предлог другим, словом или предлогом. Примеры: "под окном" вместо "на окнах", "над крышей" вместо "на крышах", "в кустах" вместо "на кустах", "за проводами" вместо "на проводах", "в дорогах" вместо "на дорогах";
осуществляли лексическую замену. Примеры: "на стекле" вместо "на окнах";
не правильно ставили ударение. Например: "на кустиках", "на стёкле", с искажением основы слова.
При выполнении этого задания дети из контрольной группы допускали гораздо меньше аналогичных ошибок. Отказов от ответа было значительно меньше (2 отказа). У 6 детей из контрольной группы данный процесс находится на высоком уровне и 3 - среднем, 1- на низком уровне. Эти испытуемые набрали в среднем 0,7 балла, что соответствует среднему уровню. Полученные данные представлены в Таблице 15, 16.
Сравнительный количественный анализ ошибок при исследовании предложно - падежных конструкций существительных в у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием представлен нами в Таблицах 5, 6 и Диаграмме 3.
Таблица 5
Сравнительный количественный анализ ошибок при исследовании предложно-падежных конструкций существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием
Виды ошибок |
Кол-во ошибок | |
ЭГ |
КГ | |
Пропуск предлогов |
100 % |
0,6 % |
Замена словоизменения словообразованием при помощи суффиксов |
3,6 % |
3,6 % |
Замена требуемого предлога другим, словом или предлогом. |
4,5 % |
2,1 % |
Форма множественного числа заменяется формой единственного числа |
10,3 % |
1,8 % |
заменяли форму единственного числа формой множественного числа. |
6 % |
3,3 % |
Правильное употребление предлога при неправильном выражении падежного окончания |
3 % |
4,2 % |
Нарушение дифференциации предлогов: | ||
Около (у) |
0,9 % |
0,9 % |
-на- |
2,4 % |
1,2 % |
-в- |
100 % |
0,6 % |
-под- |
1,2 % |
0,9 % |
-над- |
1,2 % |
0,6 % |
-к- |
0,3 % |
0,9 % |
Устраняли наращивание, игнорируя j |
9,4 % |
3,9 % |
Заменяли ударение |
2,1 % |
0,9 % |
Лексическая замена |
6 % |
3,3 % |
Отказ от ответа |
15,5 % |
5,2 % |
Средний показатель |
39 % |
18,3% |
Новое о педагогике:
Педагогический аспект концепции полового дипсихизма
История вопроса научной разработки проблем половых различий в психике человека и его социальная значимость. Исследования ДЖ.Гаррея и А.Шенфильд, А.Фулье, Д.Броверман, Вьюентан, К.Хорни. Эволюционная концепция дифференциации полов В.А. Геод ...
Развлечение, как одна из форм организации
музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
Неотъемлемой частью повседневной жизни детей дошкольного возраста, независимо от того, что посещают они детский сад или нет, являются развлечения. Развлечение - одна из форм организации детей, которая преследует несколько целей: доставить ...