Естественно, что эффективность игрового метода (как, впрочем, и любого другого) зависит, прежде всего, от подготовленности учителя, его личных качеств.
Учитель должен ясно понимать роль игры в учебном процессе, правильно оценивать ее воздействие на познавательную активность учащихся, чтобы выбрать из множества предлагаемых литературой дидактических и других игр те, которые органически сочетались бы с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а способствовала интенсификации умственной работы, делая ее еще более привлекательной и интересной.
Усвоение математики на различных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Эти затруднения порождаются и перегрузками, и формализмом в преподавании математических знаний, и многими другими факторами, один из которых — недостаточная подготовка мышления детей к усвоению математических знаний, отсутствие ориентации начала обучения на то, что должно быть усвоено в дальнейшем.
Учебный процесс следует организовать и проводить так, чтобы учащиеся всегда преодолевали посильные трудности, чтобы у них возникала потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Рис.1
Каждая обучающая игра многослойна. Взятая сама по себе, она содержит определенного рода знания, использующие тот или иной программный материал, и способствует более глубокому и многостороннему его усвоению. Так, в I классе при изучении таблиц сложения и вычитания широко используются игры серии "Вычислительные машины". В роли вычислительной машины выступает блок-схема линейного алгоритма (рис. 1).
С помощью блок-схемы учащиеся, играя, выполняют три вида заданий:
1) по числу на входе машины находят число на выходе;
2) по числу на выходе машины находят число на входе;
3) по числам на входе и выходе машины определяют операцию, которую выполняет машина.
Следующий, более сложный этап — работа с блок-схемами, содержащими несколько операций. Перед учащимися ставится задача преобразования машин — замены одной, более громоздкой на другую, равнозначную. Усовершенствование должно проводиться так, чтобы сохранялись функциональные свойства машин, т.е. чтобы работа, выполненная одной и другой машинами, была одинакова.
Например, в результате упрощения машины, выполняющей две операции прибавления единицы (рис. 2), получится машина, выполняющая прибавление двойки (рис. 3).
В дальнейшем можно предложить детям работу по схемам, представленным на рисунке 4.
После того как дети научатся упрощать вычислительные машины, им можно предложить обратную задачу: машину, которая выполняет одно действие, требуется заменить более сложной, выполняющей два действия. Например, если исходная машина выполняет прибавление числа 4 (рис. 5а), то более сложная вначале может прибавить число 3, а затем еще 1 (рис. 56), либо число 2 и затем еще 2 (рис. 5в), либо вначале число 1, а затем 3 (рис. 5г):
Такого рода задания позволяют детям закрепить знание состава числа.
Этой же цели служат аналогичные задания, в которых вместо операций прибавления взяты операции вычитания.
Позднее можно предложить ученикам еще более сложную задачу: восстановить функцию машины, т. е. сделать одну машину равнозначной другой машине (рис. 6а, 66).
Все задания такого рода различаются по сложности. Следует отменить, что здесь уже вводятся целые числа (как операторы), а задачи упрощения и восстановления вычислительных машин готовят школьников к выполнению сложения и вычитания целых чисел.
Новое о педагогике:
Проблема творческого
развития человека
Немало впечатлений может дать и дает деятельность учителя. В физике, например, нередко говорят: “Красивое, изящное решение или доказательство”, понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония. Оно пр ...
Необходимость трудового обучения в основной и старшей школе
На уроках технологии учащиеся могут себя проявить и выразить, самоутвердиться именно как личность. У них возрождается познавательный интерес, проявляется самостоятельность и уверенность в своих силах, исчезает робость перед новыми видами д ...