Виды игр, их особенности. Краткие примеры

Страница 4

Игры усложняются за счет введения блок-схем с ветвлениями, а затем и с циклами. В конце изучения темы "Сложение и вычитание в пределах 10" учащиеся знакомятся с работой машины, функция которой является простейшим разветвленным алгоритмом. По схеме (рис. 7) учитель организует отработку устного счета.

Данная блок-схема предоставляет новые возможности для умственного развития детей. Прежде всего, в деятельность учащихся явно включается оценочная компонента, которая вызвана необходимостью проверять выполнимость логического условия перед выбором следующего действия. Например, если на вход подано какое-то число а, то машина сначала проверяет, выполняется ли условие а < 5. Если условие выполняется, то машина прибавляет к данному числу число 2, а если нет, то вычитает число 2.

Новые умственные действия необходимы ученикам при решении обратной задачи (нахождение числа на входе машины по известному числу на выходе), когда учащиеся проводят анализ, убеждаясь в необходимости проверки своих решений: правильных ответов может быть один, несколько или ни одного.

Пусть, например, требуется установить, какое число следует подать на вход машины (см. рис. 7), чтобы на ее выходе получить:

а) число 7;

б) число 6.

Для числа 7 рассуждения учащихся будут примерно такими.

Число 7 на выход машины могло поступить по левой или по правой ветви. Если предположить, что число 7 получено по левой ветви, то перед блоком "+ 2" должно быть число, которое на 2 меньше, т. е. число 5 (7-2 = 5). Число 5 на блок "+ 2" могло прийти только после блока сравнения с числом 5. Поскольку условие 5 < 5 ложно, то после сравнения число должно идти по ветви "Нет". Получается, что число 5 не может попасть на блок "+ 2" после блока сравнения. Значит, число 7 на выход машины по левой ветви поступить не могло.

Если число 7 пришло на выход по правой ветви, то перед блоком "-2" было число, которое на 2 больше, т. е. число 9 (7 + 2 = 9). Число 9 на блок "- 2" поступило после блока сравнения. Так как неравенство 9 < 5 ложно, то число 9 должно идти дальше по ветви "Нет", как и требуется. На блок сравнения число 9 приходит с входа машины, значит, для получения на выходе машины числа 7 на ее вход нужно подать число 9.

Если на выходе машина выдала число 6, то, чтобы узнать возможные числа на входе, надо проанализировать обе возможности:

1) на выход машины число 6 пришло по левой ветви;

2) на выход машины число 6 пришло по правой ветви.

Если предположить, что число 6 на выход пришло по левой ветви, то оно было получено после увеличения некоторого числа на 2. В этом случае до увеличения, т. е. перед блоком "+ 2", было число, которое на 2 меньше, а именно число 4 (6 - 2 = 4). Число 4 пришло на блок "+ 2" после блока сравнения. Так как неравенство 4 < 5 верное, то после сравнения число 4 должно пойти по ветви "Да", т. е. на блок "+ 2", как и нужно. Так как на блок сравнения число поступает со входа машины, то на выходе машины число 6 будет получено при подаче на вход числа 4.

Если допустить, что число 6 пришло на выход машины по правой ветви, то перед блоком "- 2" было число, которое на 2 больше, т. е. число 8 (6 + 2 = 8). Число 8 на блок "- 2" пришло после блока сравнения с числом 5. Так как неравенство 8 < 5 ложное, то после блока сравнения число должно идти по ветви "Нет", как и нужно. Поэтому число 6 на выходе машины можно получить, если на вход подать число 8.

Таким образом, число 6 на выходе получается, если на вход подать число 4 или число 8, т. е. задание имеет два решения.

Можно рассмотреть эту же задачу для числа 1 на выходе машины — она не имеет решения.

Первоклассники также знакомятся с работой вычислительных машин, реализующих циклические алгоритмы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое о педагогике:

Корректировка губ
Идеальными считаются симметричные губы - уголки губ лежат на одной горизонтальной линии, расстояние от уголков до центра должно быть одинаковым. Прогиб верхней губы должен располагаться на вертикальной оси, проведенной по центру губ. Асимм ...

Особенности игровой деятельности детей третьего года жизни
Многие ученые пытались ответить на трудный вопрос о том, почему дети испытывают огромное удовольствие от своих игр? Почему игры детей изменяются с их возрастом? Остановимся на характеристике, которую дают детской игре советские психологи и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru