Рассмотрим примеры упражнений данной группы.
1. Упражнения на предвидение содержания текста и развитие воображения.
Прослушайте начало шутки и предложите свои варианты окончания.
Прослушайте начало рассказа и догадайтесь, что было дальше.
Учащиеся предлагают свои варианты окончания рассказа, после чего учитель знакомит их с авторским. Определятся, чей рассказ оказался наиболее близким по содержанию к авторскому.
Посмотрите на картинку, послушайте ее описание и предложите свои варианты дальнейшего развития событий.
2. Упражнения на определение логической последовательности событий.
Послушайте текст и расскажите в логической последовательности о действиях главного героя.
Прослушайте рассказ и передайте его содержаний 4 – 5 предложениями (на родном языке).
Прослушайте рассказ, рассмотрите картинки и расположите их в соответствии событиям рассказа.
3. Упражнения на понимание текста без доосмысления.
Прослушайте текст и передайте основное содержание.
Прослушайте два рассказа и скажите, чем они отличаются (например, первый отличается от второго только заключительным предложением.)
Посмотрите на рисунок и послушайте рассказ. Скажите, какие несоответствия вы заметили.
Послушайте рассказ учителя, потом прочитайте близкий по смыслу и подчеркните предложения, которых не было в рассказе учителя.
4. Упражнения на понимание основного смысла \ точного понимания текста.
Послушайте текст и выберите из нескольких рисунков такой, который соответствует содержанию текста.
Послушайте текст и нарисуйте место (изобразить схематично), в котором происходит событие, и персонаж, о котором идет речь.
Определите, какой из двух услышанных вами рассказов соответствует содержанию рисунка.
Послушайте рассказ и выберите \ к нему заголовок. Объясните, почему именно так вы назвали рассказ.
Упражнения на понимание прослушанного
Контроль понимания аудиотекста может осуществляться вербальным или невербальным способом. Формы передачи понимания текста могут быть разнообразные: внеречевые \ невербальные (поднятие руки, сигнальной карточки, рисунков, выполнение действий, изготовление схем, подбор рисунков согласно содержанию) и вербальные: беседа по тексту, его пересказ, упорядочивание пунктов плана или блоков текста по логике содержания, определение главной мысли, окончание выражение, исправление неправильных утверждений, текста с выбором ответа, текстов на возобновление пропущенных элементов предложения и т. д.
Невербальные средства:
выполнение действий;
контроль с использованием цифр;
контроль с помощью сигнальных и учетных карточек;
изготовление схем, чертежей;
подбор рисунков.
Вербальные средства:
1) рецептивные или рецептивно-продуктивные:
подтверждение или отмена утверждений учащихся;
выбор пунктов плана текста;
тексты с выбором ответа.
2) репродуктивные:
ответы на вопросы;
пересказ содержания на иностранном или родном языке;
перевод отдельных слов, словосочетаний, предложений;
Новое о педагогике:
Психолго-педагогические основы развития речи младших школьников
Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. «Внешняя речь,— как средство писал Л. С. Выготский,— есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация» . Следовательно, психологической основой речи служит мысль и ...
Описание сущности педагогического опыта
Задача современного учителя – не только вооружить учащихся набором знаний, умений и навыков, но научить учиться, помочь каждому ребёнку в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческие способности. ...