4 этап – заключительный.
На данном этапе подводились итоги исследования отклоняющегося поведения «детей группы риска» для этого было проведено повторное наблюдение за воспитанниками и тестовая методика «Опросник СОП (определение склонности к отклоняющемуся поведению «детей группы риска»)».
На исследовательском этапе была разработана программа «Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения детей группы риска».
Фрагмент программы «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей группы риска» (см. Приложение 1)
Занятие – 1. «Я в своих глазах и в глазах других людей»
Упражнение №1
В волшебный ящик складывались задания с незаконченными предложениями (не подписанными), но предварительно раздать учащимся начала предложений, которые они должны закончить, отвечая на вопрос «Кто Я»:
Я словно птичка, потому что…
Я превращаюсь в тигра, когда…
Я могу быть ветерком, потому что…
Я словно муравей когда…
Я – это стакан воды…
Я чувствую, что я – скала…
Я сейчас – лампочка…
Я – тропинка…
Я словно рыба…
Я – интересная книжка…
Я – песенка…
Я – мышь…
Я словно буква «О»…
Я – макаронина…
Я – светлячок…
Я чувствую, что я вкусный завтрак…
Каждое задание зачитывалось вслух, и участники старались отгадать, кому оно принадлежит. Если участник хочет (в тех случаях, по окончанию предложений его не узнали), он заявляет, что он автор. По желанию участник может получить «обратную связь».
-чувствовать себя виноватым за свои желания;
- мирится с неприятной ситуацией;
- жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
- сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
- делать больше чем вам позволяет время;
- делать что-то, что на самом деле не можете сделать;
- выполнять неразумные требования;
- отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;
- нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
- отказываться от своего «Я» ради кого бы то ни было.
Заявляя о своих личных правах , надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Желательно чтобы предполагаемые списки прав представить в виде плакатов, чтобы школьники могли иметь их перед глазами.
Проводится обсуждение. Особое внимание уделяется соотношению собственных прав и прав других людей.
Закройте занятия.
Занятие 2
«Как справится с раздражением, плохим настроением»
Упражнение№1
Дети предлогалось назвать 5 ситуации, когда они чувствуют себя хорошо. Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «Чувствую себя хорошо». Вспомнить их в своем воображении, запомнить чувства, которые при этом возникли. Представляли, что они кладут эти ощущения в надежное место и могут их достать, когда пожелают. Детям предлагалось нарисовать это место и назвать ощущения возникшие в этот момент. После упражнения вместе с детьми проводилось обсуждение того, какие чувства, эмоции возникли в ходе упражнения? Хотелось ли вспоминать что – то? Почему именно этот момент жизни вспомнился? Были ли это воспоминания положительными? Приложить рисунки и что говорили при обсуждении
Упражнение№2 «Аукцион»
По типу аукциона предлагалось назвать как можно больше способов, помогающих справляться с плохим настроением. Все способы, принятые ведущим, фиксировались на доске.
Упражнение№3 «Вверх по радуге»
Участникам нужно было встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение выполнялось три раза. После этого желающие делились впечатлениями. Затем упражнение повторялось еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи раз. После краткого обсуждения впечатлений учащимся предлагались простые способы расслабления (например, максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их). Указывалось назначение каждого из этих упражнений или их комплекса для регуляции собственных эмоциональных состояний.
Новое о педагогике:
Особенности развития мелкой и артикуляционной моторики у
дошкольников с ОНР
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются свои особенности в развитии речи, артикуляционной и мелкой моторики. Для правильного произнесения звука необходимо воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, ...
Цели обучения чтению
Цель обучения чтению в школе (в том числе на уроках русского языка) заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содерж ...