Цель тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения.
Групповые занятия строятся в игровой форме. В такой ситуации общение строится по предложенным блокам: информационному, интерактивному, перцептивному. Метод тренинга предполагает развитие наблюдательности, умения разбираться в явлениях внутреннего мира человека.[14, с. 208]
Самым распространенным является психологический тренинг, во время которого актуализируются переживания человека. Человек анализирует и представляет самого себя в определенной деятельности («какой я?»). Он узнает мнение окружающих («какой ты?»). В результате он изменяет свое поведение и отношение с окружающими, принимает и закрепляет новое поведение. В ходе тренинга проводится упражнение – игра на развитие таких качеств, как самоанализ.
Существуют другие методы тренинга: проигрывание с детьми экстремальных ситуаций и поведения в них ребенка; тренинг сложных социальных ситуаций, рефлексивный тренинг – снятие стереотипа в формах поведения, в отношениях с окружающими; организационный тренинг, направленный на развитие навыков подчинения и руководства другими.
Метод социометрии – применяется для специальной математической обработки данных по конкретному вопросу. Этот метод предполагает предварительный отбор материала бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния ребенка и т.п.
Метод мониторинга – отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ социально – педагогической ситуации.
Метод генерации настроений – метод диагностики, анализа причин поступка и настроения, решения проблем психического состояния ребенка.
Биографический метод – исследование жизненного пути воспитанника для прогнозирования его дальнейшего развития.
Метод убеждения – эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.
Метод музыкотерапии – проведение под музыку занятий по рисованию, игровой психотерапии, широко используется в работе социальных педагогов с детьми в интернатных учреждениях, летних лагерях отдыха. Пение и игра на музыкальных инструментах, прослушивание музыки благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей, способствует снятию раздражительности и возбудимости. Они способствуют самоутверждению ребенка, преодолению неуверенности в себе. Этот метод относится к методам лечебной педагогики, но его возможно использовать в обучении и воспитании здоровых детей.
В отношении социального педагога пока можно вести речь лишь о комплексе применяемых методов и приемов в совокупном профессиональном опыте. Владение определенными методами позволяет социальному педагогу оптимизировать свою профессиональную деятельность, подняться на уровень профессионального мастерства. В этом случае к огромному арсеналу методов, приемов, способов деятельности он подходит с позиций необходимости и достаточности соблюдает чувство меры, порядка и связи. Характер методов, используемых социальным педагогом, задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации, предметом и сферой социально – педагогического воздействия, возможностями самого специалиста и многими другими параметрами. Социальный педагог, умеющий вычленять проблему ребенка, ставить цели работы с ними, является, является хорошим стратегом. Осуществить стратегию социально – педагогической деятельности ему помогает владение различными методами.
Преддипломная практика была 4 недели с 18 апреля по 16 мая 2011 года в городе Алапаевске в Центре социальной помощи семье и детям «Гименей» (ГОУ СО ЦСПСиД «Гименей»), который находится по адресу: ул. Бочкарева, 130.
Новое о педагогике:
Виды и формы наказания
Наказание — это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому считается целесообразным давать кл ...
Педагогический аспект концепции полового дипсихизма
История вопроса научной разработки проблем половых различий в психике человека и его социальная значимость. Исследования ДЖ.Гаррея и А.Шенфильд, А.Фулье, Д.Броверман, Вьюентан, К.Хорни. Эволюционная концепция дифференциации полов В.А. Геод ...