Классификация методов воспитания

Страница 3

· Защитную, способствующую созданию обстановки сочувствия, сопереживания, взаимопонимания;

· Компенсирующую, коммуникативную, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, установления эмоциональных контактов;

· Корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

В любой науке или практической профессиональной деятельности есть совокупность методов и технологий – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые в дельнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций, а практики преобразуют действительность в соответствии с поставленными задачами.

Все исследовательские методы в социальной педагогике (от диагностических до преобразовательных и эксперимента) подчинены решению конкретно сформулированных проблем педагогического характера, принятым критериям истины и ориентированы на предмет и объект знания данной отрасли. В социальной педагогике используется комплекс научно – исследовательских методов и методик. Можно выделить следующие подгруппы:

Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование, экстраполяция;

Общенаучные методы: анализ и контент – анализ литературных источников, теоретический анализ и синтез социально – педагогических исследований, наблюдение (в естественных условиях, при моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий и др.);

Исторические методы: сравнительно – исторический метод (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой) и другие;

Социологические методы: анкетирование и интервью, социометрия, мониторинг (постоянное отслеживание ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу), метод социальных биографий, метод комплексного социального (психосоциального) моделирования и др.;

Психологические методы (применение бланковых и аппаратурных тестов (индивидуальных и групповых);

Методы математической статистики (дискриптивный, линейный и факторный анализ, процентное распределение, ранжирование);

Собственно педагогические методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и прогрессивных традиций учреждения, социума, этноса, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникающих проблем, использование таких мощных социально – педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность, психолого – педагогическое просвещение и консультирование, педагогический консилиум специалистов для комплексной диагностики проблем ребенка, а также методы организационно – педагогической деятельности (диагностирование, проектирование, планирование, координирование, корригирование, анализ, текущий, промежуточный и итогой контроль, инструктирование и т.д.).

Метод – это способ действия или способ достижения какой – либо цели. в практической деятельности социальный педагог использует различные методы:

Методы диагностики личности, семьи, социума;

Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);

Методы воспитания (убеждения, приучение, внушение, поощрение и наказание, мотивирования и приобщения к действию, положительный пример, метод содействия сотворчества и др.);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое о педагогике:

Особенности воспитания младших школьников
Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желания и умение учиться, уверенность в своих силах. Изменение социальной ситуации развития ...

Этапы разработки педагогических тестов
Принцип системности предполагает последовательную организацию всей работы по созданию тестов. При этом может оказаться полезной уточнённая концепция автора поэтапного становления тестового педагогического процесса. В прежних вариантах было ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru