Классификация методов воспитания

Страница 3

· Защитную, способствующую созданию обстановки сочувствия, сопереживания, взаимопонимания;

· Компенсирующую, коммуникативную, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, установления эмоциональных контактов;

· Корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

В любой науке или практической профессиональной деятельности есть совокупность методов и технологий – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые в дельнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций, а практики преобразуют действительность в соответствии с поставленными задачами.

Все исследовательские методы в социальной педагогике (от диагностических до преобразовательных и эксперимента) подчинены решению конкретно сформулированных проблем педагогического характера, принятым критериям истины и ориентированы на предмет и объект знания данной отрасли. В социальной педагогике используется комплекс научно – исследовательских методов и методик. Можно выделить следующие подгруппы:

Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование, экстраполяция;

Общенаучные методы: анализ и контент – анализ литературных источников, теоретический анализ и синтез социально – педагогических исследований, наблюдение (в естественных условиях, при моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий и др.);

Исторические методы: сравнительно – исторический метод (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой) и другие;

Социологические методы: анкетирование и интервью, социометрия, мониторинг (постоянное отслеживание ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу), метод социальных биографий, метод комплексного социального (психосоциального) моделирования и др.;

Психологические методы (применение бланковых и аппаратурных тестов (индивидуальных и групповых);

Методы математической статистики (дискриптивный, линейный и факторный анализ, процентное распределение, ранжирование);

Собственно педагогические методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и прогрессивных традиций учреждения, социума, этноса, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникающих проблем, использование таких мощных социально – педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность, психолого – педагогическое просвещение и консультирование, педагогический консилиум специалистов для комплексной диагностики проблем ребенка, а также методы организационно – педагогической деятельности (диагностирование, проектирование, планирование, координирование, корригирование, анализ, текущий, промежуточный и итогой контроль, инструктирование и т.д.).

Метод – это способ действия или способ достижения какой – либо цели. в практической деятельности социальный педагог использует различные методы:

Методы диагностики личности, семьи, социума;

Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);

Методы воспитания (убеждения, приучение, внушение, поощрение и наказание, мотивирования и приобщения к действию, положительный пример, метод содействия сотворчества и др.);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое о педагогике:

Методы и приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую русскую ...

Основные направления воспитательной работы с осуждёнными
Существуют следующие основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях: 1. Правовое воспитание осужденных. Это процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru