· Защитную, способствующую созданию обстановки сочувствия, сопереживания, взаимопонимания;
· Компенсирующую, коммуникативную, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, установления эмоциональных контактов;
· Корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.
В любой науке или практической профессиональной деятельности есть совокупность методов и технологий – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые в дельнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций, а практики преобразуют действительность в соответствии с поставленными задачами.
Все исследовательские методы в социальной педагогике (от диагностических до преобразовательных и эксперимента) подчинены решению конкретно сформулированных проблем педагогического характера, принятым критериям истины и ориентированы на предмет и объект знания данной отрасли. В социальной педагогике используется комплекс научно – исследовательских методов и методик. Можно выделить следующие подгруппы:
Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование, экстраполяция;
Общенаучные методы: анализ и контент – анализ литературных источников, теоретический анализ и синтез социально – педагогических исследований, наблюдение (в естественных условиях, при моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий и др.);
Исторические методы: сравнительно – исторический метод (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой) и другие;
Социологические методы: анкетирование и интервью, социометрия, мониторинг (постоянное отслеживание ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу), метод социальных биографий, метод комплексного социального (психосоциального) моделирования и др.;
Психологические методы (применение бланковых и аппаратурных тестов (индивидуальных и групповых);
Методы математической статистики (дискриптивный, линейный и факторный анализ, процентное распределение, ранжирование);
Собственно педагогические методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и прогрессивных традиций учреждения, социума, этноса, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникающих проблем, использование таких мощных социально – педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность, психолого – педагогическое просвещение и консультирование, педагогический консилиум специалистов для комплексной диагностики проблем ребенка, а также методы организационно – педагогической деятельности (диагностирование, проектирование, планирование, координирование, корригирование, анализ, текущий, промежуточный и итогой контроль, инструктирование и т.д.).
Метод – это способ действия или способ достижения какой – либо цели. в практической деятельности социальный педагог использует различные методы:
Методы диагностики личности, семьи, социума;
Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);
Методы воспитания (убеждения, приучение, внушение, поощрение и наказание, мотивирования и приобщения к действию, положительный пример, метод содействия сотворчества и др.);
Новое о педагогике:
История развития проблемного обучения
Проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж.Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой проблеме К.Д. Уш ...
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосре ...