Классификация методов воспитания

Страница 1

Методы воспитания «трудных» детей

В.А. Сухомлинский писал, что трудные дети – это такие, на которых нельзя воздействовать общепедагогическими методами. Обычные методы воспитания, эффективные для большинства детей, к трудным детям применять бесполезно. Надо искать какие – то другие, особенные методы и приемы воспитания.

Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик – это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. В.А. Сухомлинский сравнивает желание криком подавить непокорность ребенка, привести его в состояние трепетного послушания и подчинения, со сжиманием пружины: чем сильнее мы на нее нажимаем, тем сильнее опасность, что она лопнет или же, расправившись, ударит того, кто ее сжимает.

Классификация методов воспитания:

методы формирования сознания;

методы организации нравственного опыта;

методы стимулирования или коррекции поведения;

специальные методы.

Специфика методов формирования сознания, включающая в себя главным образом вербальные методы (этические беседы, диспуты, чтения и пр.), заключаются в том, что они должны, по мнению Е.И. Петухова, «в значительно большей степени волновать слушателя, заставлять его думать, искать, рассуждать, побуждать к действию».

К методам организации нравственного опыта можно отнести педагогические требования, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.

А.С. Макаренко считал, что лучше будет, если на долгое время поручить ребенку поддерживать чистоту в определенной комнате, а как он будет это делать – предоставить решать и отвечать за это решение ему самому.

К методам стимулирования или коррекции поведения относятся: поощрение, наказание, соревнование (обычно в многодетных семьях). Особенно важно умелое использование разнообразных методических приемов, оправданное психическим состоянием трудных детей. К числу таких приемов относят ироническое удивление в ответ на дерзкую выходку, показное оставление без внимания проступка, направленного на конфликт, предложение соучастия в проступке, демонстрация огорчения от неоправданного доверия, прием отсроченного воздействия и др. Владение подобными приемами характеризует высокую педагогическую технику воспитателя и создает обстановку доброжелательности, а вместе с тем и неотвратимости расплаты за содеянное.

К числу специальных методов можно отнести изоляцию детей, создание условий особого режима и метод «взрыва». Это стремление резкой мерой разрушить ложную позицию, которая сложилась у ребенка, сломать его дурную установку и побудить к пересмотру своей позиции. Метод «взрыва» - очень острый и сложный способ воздействия, он требует большого мастерства.

Личный пример – главный метод воспитания. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему – вот что обеспечит успех воспитания.

Комплексная диагностика включает в себя:

- психологическое тестирование (совместно с психологом),

- метод педагогических наблюдений (совместно с кл. руководителем),

- изучение условий проживания и воспитания детей в семье (входе посещений на дому, собеседований с родителями)

Анализ полученных данных позволил определить круг личностных проблем у необучающихся детей, таких как: депрессия, враждебность по отношении к детям, замкнутость, неуверенность в себе, недостаток социальной нормативности.

Коррекционно-профилактическая работа

Под профилактикой подразумевается научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Работа с этими учащимися и их семьями строится в соответствии с разработанной системой работы. Это и коррекционные занятия (индивидуальные, групповые, тренинги), консультирования, беседы (обязательно должно строиться на взаимодоверии, взаимоуважении).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Методическое руководство использования техники батик как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
В современном дошкольном образовании в целях осуществления разностороннего художественно-творческого развития детей организуются художественные студии, эстетические центры. Работа в условиях студии, кружка позволяет систематически и послед ...

Концептуальное проектирование базы данных
Целью концептуального проектирования является построение описания базы данных (БД) на едином языке концептуальной модели. Наиболее распространенная модель описания БД на данном этапе является модель «сущность – связь». Сущность – основное ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru