Особенности коррекции ПВК у студентов будущих инженеров-механиков

Страница 9

Формирование потребностей в физическом и психическом здоровье является определяющим в физическом воспитании студентов. Чтобы процесс формирования этой потребности был эффективным, он должен быть осознанным.

Потребность в двигательной активности студентов выражается в их мотивационных отношениях к физической культуре. Факторный анализ позволил выделить три основных фактора:

-опыт эмоционально-ценностного отношения к физической культуре (49%);

- фактор самореализации (достижение результата) (29%), содержащий мотив долженствования, стремление к коррекции телосложения и повышению спортивного мастерства;

- фактор профессионализации (10,2%), в котором физическая культура рассматривается как средство социальной защиты и повышения профессионализма.

В ходе исследований установлено, что наиболее часто из блока физкультурно-спортивных мотивов среди студентов встречаются такие, как мотив любви к спорту (68,2%), стремление заниматься теми или иными видами спорта (41,1%), обладание хорошим физическим здоровьем (29,9%), развитие физических качеств (22,4%). Стремление к здоровому образу жизни выражается в основном мотивами отрицательного отношения к алкоголю и курению (42%). 14,9% студентов имеют мотивы неприязни к физической культуре. Выявление мотивации студентов позволяет использовать вузовское физическое воспитание для приобщения к ценностям физической культуры и понимания её личностной значимости, а также в возможности трансформации прикладной физической культуры в физическую культуру специалиста с высшим образованием, способного оптимизировать свое физическое состояние (29).

Анализ данных анкетирования показал, что на особенности мотивации физкультурно-оздоровительных занятий студентов оказывает влияние не только состояние здоровья, но и характер факторов риска, которые могут способствовать развитию заболеваний. При этом обнаруживаются половые различия. Так, для юношей целью занятий является только улучшение своего соматического здоровья. В то же время девушки рассматривают занятия по физическому воспитанию как способ восстановления не только физического, но и психического здоровья (66).

Потребность в двигательной активности студентов выражается, в их мотивационных отношениях к физической культуре. Факторный анализ позволил выделить три основных фактора:

-опыт эмоционально-ценностного отношения к физической культуре (49%);

- фактор самореализации (достижение результата) (29%), содержащий мотив долженствования, стремление к коррекции телосложения и повышению спортивного мастерства;

- фактор профессионализации (10,2%), в котором физическая культура рассматривается как средство социальной защиты и повышения профессионализма.

По данным анкетного опроса наибольшую пользу для успешного развития физических и психических качеств у студентов-двигателистов приносят занятия атлетической гимнастикой (19,1%), легкой атлетикой (18,7%), спортивными играми (18,7%), плаванием (15,3%), общей физической подготовкой (14,2%), лыжной подготовкой (13,4%).

Выполнение профессиональных обязанностей требует от специалистов, инженеров-механиков проявления обшей выносливости и силы мышц спины, ног, шеи, живота и рук, что позволяет считать указанные качества профессионально важными. Из числа профессиональных психофизических функций следует выделить: внимание (распределение, объем), память, уравновешенность, коммуникабельность и устойчивость к стрессам.

На основе опроса респондентов установлена высокая взаимосвязь между рейтинговой оценкой руководителем предприятия профессиональной пригодности специалистов и их двигательной активностью вовне рабочее время.

В экспериментальной программе студентов-двигателистов представлена комплексная работа по формированию у студентов необходимых профессионально важных знаний, умений и навыков в течение всего года. Проведение занятий по ППФП не выделялось отдельным разделом, а включалось во все разделы программы физического воспитания. Основными элементами занятий ППФП являлось обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, совершенствование профессионально важных физических качеств и психофизиологических функций.

Для совершенствования переключения внимания, способности быстро принимать решения, хорошего развития внимания в экспериментальную программу были включены нетрадиционные средства физической подготовки: атлетическая гимнастика, спортивные игры, длительный бег.

Экспериментальная методика значительно изменила мотивы к двигательной активности: в ходе эксперимента наблюдалось существенное увеличение количества студентов, указывающих на возможность развить профессионально важные психофизические качества с помощью организованных занятий физической культурой. Возросли также и мотивы самостоятельности к занятиям физической культурой.

Таким образом, по окончании педагогического эксперимента, работая по экспериментальной программе, студенты улучшили практически все показатели физических и психофизических качеств. Увеличились и функциональные показатели организма: жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, физическая работоспособность, сила, силовая выносливость, вследствие этого улучшилось состояние здоровья студентов.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Новое о педагогике:

Виды и формы наказания
Наказание — это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому считается целесообразным давать кл ...

Возможности школы для взрослого населения села
Как показало проводимое социологическое исследование по Красноярскому краю, школа является площадкой развития не только детского населения любого села, но и центром развития, обогащения взрослого населения. А также для сельского социума шк ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru