Методика исследования контроля и самоконтроля

Страница 8

В силу нарушения у детей с ЗПР распределения внимания и трудностей в ориентировке сразу на два признака (большую букву и точку) допускались ошибки при выделении предложений из текста, т.е. написание текста идет без смысловых пауз между предложениями. Иногда текст писали, начиная с большой буквы и ставя единственную точку в конце. Иногда предложения записывали в столбик. Ошибки при выделении слов из предложения, слитное написание двух слов (в реке - вреке, на лугу - налугу, он ел - онел), пропуск предлога (кору с осин - кору осин), и, наобарот, разрыв одного слова (вырастили - выра стили), раздельное написание приставок у глаголов (с резали).

Ошибки, связанные с лексико-грамматическим недоразвитием, проявлялись на уровне словосочетания (цветы для мама).

В работах встречались многочисленные ошибки на пройденные правила:

большая буква в именах, фамилиях, кличках животных (дядя илья, митя, и игорь), жи - ши, ча- ща (шырокая, жыл, чясто), безударная гласная в корне слова с котом - с катом, среди реки - среди рики).

На уровне предложения аграмматизмы проявлялись в искажениях падежных окончаний, нарушений согласования и управления, синтаксического оформления речи, пропусках членов предложения. Сниженная познавательная активность, недостаточная сформированность основных мыслительных операций детей с ЗПР препятствовала вычленению существенных признаков предложения, когда пауза не воспринимается как существенный, опозновательный признак границы предложения.

Замены букв по графическому сходству свидетельствуют о недоразвитии зрительного гнозиса, анализа и синтеза пространственных представлений.

По начертанию многие буквы русского алфавита сходны между собой. Одни буквы состоят из различного качества однородных элементов (л - м, п - т, и - ш), другие отличаются друг от друга величиной и направлением одного из элементов (д - б, и - у), третьи - наличием или отсутствием одного из элементов (а - о, ш - щ). Сходство графических изображений букв создает объективные условия для неправильного восприятия и воспроизведения их образов. Адекватное восприятие и воспроизведение этих букв требует осуществления тонкой аналитико-синтетической деятельности, которая оказывается доступной не всем отстающим в развитии детям.

Для иллюстрации обратимся к фрагментам обследования Жени В., ученика 2 класса, 9 лет.

Иллюстрация наблюдений.

Женя В., 9 лет, ученик 2-го класса. Семья полная, двое детей. Частые нервные возбуждения без особой причины. Расторможен, вспыльчив, неусидчив.

Беременность матери протекала с осложнениями: токсикоз I половины, постоянные схватки во время беременности, с угрозой выкидыша часто находилась на сохранении в стационаре. При родах мальчик получил черепно-мозговую травму.

Папа злоупотребляет алкоголем, неоднакратно пролечивался в диспансере. На данный момент родители в разводе, но проживают в одной квартире.

Неврологический статус: перинательная энцефалопатия, нарушение мозгового кровообращения I - II степени.

Особенностей речевого развития мама не помнит.

Психологические исследования показали, что в контакт мальчик вступает легко, но быстро уходит от трудных задании и ситуации, предлагая сделать что-нибудь "другое", повышенная отвлекаемость, очень низкая концентрация, объем внимания и уровень самоконтроля, на низком уровне переключаемость и распределение внимания. Нарушена пространственная ориентировка координация движений. Низкий уровень аналитико-синтетической деятельности на уровне восприятия. Слабость зрительно-моторной координации.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Новое о педагогике:

Управление инновационным развитием образования
Основным принципом управления инновационным развитием образования Новосибирской области является управление по результатам, т.е. управление, направленное на достижение измеряемых результатов, соотносимых с показателями направлений социальн ...

Методические рекомендации для эффективного использования аутентичных видеоматериалов при обучении страноведению
Использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к са ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru