Изучение словарного запаса детей с ЗПР, имеющих речевые недостатки, выявило его ограниченность и своеобразие. Многие понятия неполноценны, -сужены, неточны, а иногда и ошибочны. Дети не знают многих слов не только абстрактного и конкретного значения. При назывании предметов общим словом сбиваются на группировку по ситуации, по несущественным признакам, внешнему сходству. При этом они пользуются не общепринятыми словами, а собственными неточными или неверными обобщениями. При назывании слов с противоположным значением пользуются образованием нового слова с использованием отрицания (не).
Недостатки лексико-грамматического строя были обнаружены у большинства обследованных детей. Трудность вызывают задания: составить предложение по опорным словам, вставить нужный предлог, много ошибок допускали при согласовании имени существительного и числительного, при образовании форм множественного числа имен существительных.
Результаты обследования словаря
Таблица 6
№ п/п |
Имя, Ф. |
Назвать по описанию |
Назвать общим словом |
Назвать детеныша |
Назвать антоним |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Лена Б. |
яблоко + солнце + |
мебель + посуда + одежда + транспорт + |
жеребенок + цыпленок + поросенок + кошечка + |
большой – маленький + высокий – низкий + узкая – широкая + |
2 |
Антон В. |
ягодка – печка - |
мебель + где спят – где едят – много людей- |
лошадка – собака - ? свинья - ? цыпленок + |
большой – небольшой - высокий – маленький - узкая – большая - |
3 |
Вася М. |
помидоры – батарея _ |
деревянное – стеклянное – одевают – железное - |
лошаденок – собаченок – свиненок – цыпленок - |
большой – маленький + высокий – невысокий - узкая – длинная - |
4 |
Женя В. |
яблоко + огонек – (солнце) |
мебель + посуда + одежда + на нем ездят - |
лошадочка – собачунька – свинюшка – курочка - |
большой – небольшой - высокий – невысокий – узкая - неузкая |
5 |
Сергей Т |
клубника – луна - |
посуда + комната – в шкафу лежит – с колесами - |
жеребенок + щенок + мал. курочка свинушка - |
большой – маленький + высокий – низкий + узкая – широкая + |
Новое о педагогике:
Экономика в системе школьного образования
На сегодняшний момент роль экономических знаний трудно переоценить. Стратегия модернизации содержания образования требует формирования определенного набора «ключевых» компетентностей: - в сфере познавательной деятельности; - в сфере гражда ...
Методические основы педагогического таланта учителя
В отечественной педагогической психологии в исследованиях Н.В. Кузьминой и ее школы, А.К. Марковой, С.В. Кондратьевой, Л.М. Митиной и других ученых проблема свойств личности педагога, определяющих эффективность (продуктивность) педагогичес ...