У некоторых детей была обнаружена неполноценность речевой моторики, касающаяся как статической, так и динамической организации движений: малый объем движений органов артикуляции, трудности удержания позы языка, нарушение плавности переключения, последовательности движений.
Наблюдение № 1
Лена Б., 8 лет, ученица 2-го класса, школы для детей с ЗПР. Семья полная, двое детей, брат учится в 7 классе школы для детей с ЗПР. Детский сад не посещала.
Беременность матери протекала с осложнениями токсикоз 1 половины, анемия. Ребенок родился в состоянии средней тяжести.
Речь развивалась с задержкой. Первые слова в 1 год и 9 месяцев, фраза - в 2,5 года. Зрение снижено и резко падает. Девочка носит очки.
Заключение невропатолога: ЗПР задержка психического развития церебрально-органического генеза, осложненная тяжелой степенью амблиопии.
Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата выявило ограничение двигательной функции языка. Чашечку не удерживает. Язык толстый, массивный.
Темп речи медленный.
Нарушение звукопроизношения: свистящие межзубный вариант произношения, [р], [р'] – горловые, замена [л] на [в].
Слоговая структура не нарушена. Фонематический слух и восприятие в норме. На письме единичные ошибки на правила, которые чаще всего спма исправляет.
Заключение: фонематическое недоразвитие речи, обусловленное ЗПР церебрально-органического генеза.
Дети с ЗПР страдают нарушением фонематического слуха, фонетического слуха, недостаточно представляют звуковой образ слова. Большую трудность для таких детей составляют все виды звукового анализа.
При выделении из слова отдельных звуков наибольшую трудность для детей с ЗПР представляет различие и выделение гласного, следующего за согласным. Вместо конечного гласного дети называют предшествующий ему согласный или последний слог. Особые трудности возникают при последовательном выделении звуков. Большинство детей правильно определяют последовательность звуков в односложных словах, без стечения согласных, часто допуская ошибки в назывании мягкого согласного, заменяя его твердым звуком. Дети путают понятия звук – слог – слово.
Результаты обследования фонетического слуха
Таблица 4
№ п/п |
Имя, Ф. |
Опознание фонем на слух |
Различение звука среди слогов повторение |
Различение звука среди слов |
Определить отличия в словах – паронимах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Лена Б. |
к + т + с + з + г + р + л + |
со-су-сы-си + га-ка-ха + ра-ла-ра+ |
шапка + машина + |
б – п + з – с + ы – о + д – т + ш – ж + |
2 |
Антон В. |
к – г – с – р + л – ш – з - |
ха-ха-ха – ша–шо-шу – ра-ва-ра - |
колето – шумка – лысы – свесда - |
к – х – з – с – ж – ш – ы – о - |
3 |
Вася М. |
к – с – л – г + м – р – з - |
со-су-сы-си - га-ка-ха + ра-ла-ра- са-за-са - |
шапка + машина + шабака – шапля - |
ц – с – д – т + ы – о + ж – ш - |
4 |
Женя В. |
к + с – р – г + ш – л – з - |
ца-са-су – га-ка-ха + р'a-pa-p'a - |
шапка + цапля – |
ц – с – р – л – ш – ж + ы – о - |
5 |
Сергей Т |
к + ш + с + з + г + р + л + |
со-су-сы-си + га-ка-ха + ра-ла-ра+ |
шапка + машина + |
б – п + ш – ж – (р-рь) ы – о + д – т + |
Новое о педагогике:
Диагностика существующего уровня владения монологическим высказыванием
Эксперимент проходил на базе гимназии №1 города Тулы в 11 б классе в течение 2 месяцев. Целью эксперимента являлась разработка комплекса упражнений, направленных на совершенствование навыков монологического высказывания у старших школьнико ...
Характеристика учебного процесса
медицинского университета
Разрабатываемая АОС будет внедряться в медицинское учреждение, а именно для студентов обучающихся в КМГУ. Казанский медицинский университет - многофункциональное многоуровневое государственное высшее медицинское учебное заведение, обеспечи ...