У некоторых детей была обнаружена неполноценность речевой моторики, касающаяся как статической, так и динамической организации движений: малый объем движений органов артикуляции, трудности удержания позы языка, нарушение плавности переключения, последовательности движений.
Наблюдение № 1
Лена Б., 8 лет, ученица 2-го класса, школы для детей с ЗПР. Семья полная, двое детей, брат учится в 7 классе школы для детей с ЗПР. Детский сад не посещала.
Беременность матери протекала с осложнениями токсикоз 1 половины, анемия. Ребенок родился в состоянии средней тяжести.
Речь развивалась с задержкой. Первые слова в 1 год и 9 месяцев, фраза - в 2,5 года. Зрение снижено и резко падает. Девочка носит очки.
Заключение невропатолога: ЗПР задержка психического развития церебрально-органического генеза, осложненная тяжелой степенью амблиопии.
Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата выявило ограничение двигательной функции языка. Чашечку не удерживает. Язык толстый, массивный.
Темп речи медленный.
Нарушение звукопроизношения: свистящие межзубный вариант произношения, [р], [р'] – горловые, замена [л] на [в].
Слоговая структура не нарушена. Фонематический слух и восприятие в норме. На письме единичные ошибки на правила, которые чаще всего спма исправляет.
Заключение: фонематическое недоразвитие речи, обусловленное ЗПР церебрально-органического генеза.
Дети с ЗПР страдают нарушением фонематического слуха, фонетического слуха, недостаточно представляют звуковой образ слова. Большую трудность для таких детей составляют все виды звукового анализа.
При выделении из слова отдельных звуков наибольшую трудность для детей с ЗПР представляет различие и выделение гласного, следующего за согласным. Вместо конечного гласного дети называют предшествующий ему согласный или последний слог. Особые трудности возникают при последовательном выделении звуков. Большинство детей правильно определяют последовательность звуков в односложных словах, без стечения согласных, часто допуская ошибки в назывании мягкого согласного, заменяя его твердым звуком. Дети путают понятия звук – слог – слово.
Результаты обследования фонетического слуха
Таблица 4
№ п/п |
Имя, Ф. |
Опознание фонем на слух |
Различение звука среди слогов повторение |
Различение звука среди слов |
Определить отличия в словах – паронимах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Лена Б. |
к + т + с + з + г + р + л + |
со-су-сы-си + га-ка-ха + ра-ла-ра+ |
шапка + машина + |
б – п + з – с + ы – о + д – т + ш – ж + |
2 |
Антон В. |
к – г – с – р + л – ш – з - |
ха-ха-ха – ша–шо-шу – ра-ва-ра - |
колето – шумка – лысы – свесда - |
к – х – з – с – ж – ш – ы – о - |
3 |
Вася М. |
к – с – л – г + м – р – з - |
со-су-сы-си - га-ка-ха + ра-ла-ра- са-за-са - |
шапка + машина + шабака – шапля - |
ц – с – д – т + ы – о + ж – ш - |
4 |
Женя В. |
к + с – р – г + ш – л – з - |
ца-са-су – га-ка-ха + р'a-pa-p'a - |
шапка + цапля – |
ц – с – р – л – ш – ж + ы – о - |
5 |
Сергей Т |
к + ш + с + з + г + р + л + |
со-су-сы-си + га-ка-ха + ра-ла-ра+ |
шапка + машина + |
б – п + ш – ж – (р-рь) ы – о + д – т + |
Новое о педагогике:
Методы работы социального педагога с детьми группы риска
Метод – (от греч. – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработк ...
Культурно-исторический анализ методики воспитательной работы
Основным назначением воспитания является создание условий для разностороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации. Воспитательная работа с детьми должна быть организованна особым образом. А.С. Макаренко говорил: «… не ...