3 балла - необычность, неординарность;
2 балла - отмечаются некоторые отступления от стандартов;
1 балл - шаблонность изображения.
8. Устойчивость интереса:
3 балла - интерес сохраняется в течение всего процесса деятельности;
2 балла - интерес к деятельности периодически пропадает, возобновляется использованием игровых приемов;
1 балл - интерес к процессу деятельности отсутствует.
9. Обогащение замысла:
3 балла - в процессе работы появляются новые детали, дополняющие и углубляющие содержание;
2 балла - изображение дополняется, но не существенно;
1 балл - обогащение замысла не происходит.
10. передача изображения:
1-2балла - статично
3 балла - передано
В соответствии с вышеперечисленными критериями были охарактеризованы уровни развития детского изобразительного творчества. Каждый уровень был охарактеризован на основе требований, отраженных в «Программе воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой:
Низкий уровень 10-17 баллов:
Отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические умения и навыки развиты слабо, наблюдаются значительные ошибки при передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. Дети безразличны к использованию цвета, не замечают выразительности формы, не используют в работах средства для создания выразительного образа. В творческих заданиях выбирают для изображения более простые и знакомые образы. В процессе деятельности не проявляется самостоятельность, необходима постоянная поддержка.
Средний уровень 18-24 балла:
У детей наблюдается заинтересованность деятельностью в начале работы, при возникновении требований, дети становятся пассивными. Дошкольники закомплексованы, внимание неустойчиво. Сформированность технических умений и навыков формальна. Имеются незначительные отклонения при передаче формы, строения, величины. Дети знают цвета, но не всегда используют их для создания выразительного образ. В процессе деятельности нуждаются в помощи, стимуляции действий. Рисунки, поделки менее оригинальны, не отличаются наличием выразительных средств. Творческое воображение прослеживается не всегда. Для раскрытия творческого замысла дети применяют тот способ, которым хорошо владеют.
Высокий уровень: 25-30 баллов:
У детей наблюдается интерес в процессе деятельности, дети активны, обладают высоким уровнем технических умений и навыков в рисовании. Дети замечают выразительность формы, сочетание красок, знают правило работы с красками, правильно передают в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, величину. Дошкольники используют выразительные средства в работе (цвет, ритм, линия, композиция). В процессе деятельности прослеживается самостоятельность, т.е. детям необходима лишь незначительная помощь педагога. Работа отличается элементами новизны, фантазии, что говорит о развитии творческого воображения; при выполнении творческого задания дети довольно полно и оригинально раскрывают замысле.
Показатели, характеризующие отношения, интересы и способности, а так же качество продукции детской изобразительной деятельности мы диагностировали с помощью методики свободного рисования «Нарисуй, что хочешь (см. приложение №3-5).
В ходе констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что экспериментальной группе на низком уровне развития изобразительного творчества находятся – 28,57%, на среднем -71,42% , на высоком уровне развития изобразительного творчества - 0% дошкольников.
Такие данные были получены исходя из проведенных методик и их результатов (см. приложение №4-5). Наблюдение за деятельностью и поведением детей на занятиях по рисованию показало, что 57% не увлечены творческой деятельностью, относительно самостоятельны 71%., но детям , в той или иной мере требуется организующая помощь педагога (см.Приложение №1-2).
Новое о педагогике:
Особенности возрастного развития физических качеств
Развитие физических качеств у детей школьного возраста происходит неравномерно: этапы ускоренного их формирования сменяются периодами замедления. Эти этапы, как правило, не совпадают по времени, что еще более усложняет возможность их учета ...
Понятие познавательной активности учащихся
Мотивация (от лат. «двигать» ) – общее название для процессов, методов, средств побуждения ученика к активной познавательной деятельности. Управляют мотивами совместно учителя и ученики. Имея в виду первых, говорим о мотивации обучения, а ...