3 балла - необычность, неординарность;
2 балла - отмечаются некоторые отступления от стандартов;
1 балл - шаблонность изображения.
8. Устойчивость интереса:
3 балла - интерес сохраняется в течение всего процесса деятельности;
2 балла - интерес к деятельности периодически пропадает, возобновляется использованием игровых приемов;
1 балл - интерес к процессу деятельности отсутствует.
9. Обогащение замысла:
3 балла - в процессе работы появляются новые детали, дополняющие и углубляющие содержание;
2 балла - изображение дополняется, но не существенно;
1 балл - обогащение замысла не происходит.
10. передача изображения:
1-2балла - статично
3 балла - передано
В соответствии с вышеперечисленными критериями были охарактеризованы уровни развития детского изобразительного творчества. Каждый уровень был охарактеризован на основе требований, отраженных в «Программе воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой:
Низкий уровень 10-17 баллов:
Отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические умения и навыки развиты слабо, наблюдаются значительные ошибки при передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. Дети безразличны к использованию цвета, не замечают выразительности формы, не используют в работах средства для создания выразительного образа. В творческих заданиях выбирают для изображения более простые и знакомые образы. В процессе деятельности не проявляется самостоятельность, необходима постоянная поддержка.
Средний уровень 18-24 балла:
У детей наблюдается заинтересованность деятельностью в начале работы, при возникновении требований, дети становятся пассивными. Дошкольники закомплексованы, внимание неустойчиво. Сформированность технических умений и навыков формальна. Имеются незначительные отклонения при передаче формы, строения, величины. Дети знают цвета, но не всегда используют их для создания выразительного образ. В процессе деятельности нуждаются в помощи, стимуляции действий. Рисунки, поделки менее оригинальны, не отличаются наличием выразительных средств. Творческое воображение прослеживается не всегда. Для раскрытия творческого замысла дети применяют тот способ, которым хорошо владеют.
Высокий уровень: 25-30 баллов:
У детей наблюдается интерес в процессе деятельности, дети активны, обладают высоким уровнем технических умений и навыков в рисовании. Дети замечают выразительность формы, сочетание красок, знают правило работы с красками, правильно передают в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, величину. Дошкольники используют выразительные средства в работе (цвет, ритм, линия, композиция). В процессе деятельности прослеживается самостоятельность, т.е. детям необходима лишь незначительная помощь педагога. Работа отличается элементами новизны, фантазии, что говорит о развитии творческого воображения; при выполнении творческого задания дети довольно полно и оригинально раскрывают замысле.
Показатели, характеризующие отношения, интересы и способности, а так же качество продукции детской изобразительной деятельности мы диагностировали с помощью методики свободного рисования «Нарисуй, что хочешь (см. приложение №3-5).
В ходе констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что экспериментальной группе на низком уровне развития изобразительного творчества находятся – 28,57%, на среднем -71,42% , на высоком уровне развития изобразительного творчества - 0% дошкольников.
Такие данные были получены исходя из проведенных методик и их результатов (см. приложение №4-5). Наблюдение за деятельностью и поведением детей на занятиях по рисованию показало, что 57% не увлечены творческой деятельностью, относительно самостоятельны 71%., но детям , в той или иной мере требуется организующая помощь педагога (см.Приложение №1-2).
Новое о педагогике:
Проблема развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте
В последние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы – понимания психологии детст ...
Характеристика общих методов воспитания
Главная функция методов формирования сознания — просвещение, формирование знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правил поведения людей, формирование взглядов, ценностей. Основной инструмент, источник убеждения — слово, с ...